Медаль на 25-летие со дня кончины А.С. Пушкина. 1862 г.Собрание Угличского музея включает множество уникальных экспонатов, повествующих об истории Отечества и Угличского края. Одно из первых мест в этом отношении принадлежит коллекции фалеристики, включающей значительное собрание памятных медалей. Ранее уже писалось о памятниках медальерного искусства, посвящённых событиям XVIII столетия. Теперь рассмотрим медали первой половины XIX века. Это время называют Золотым веком русской культуры. Тогда творили многие выдающиеся литераторы, художники и архитекторы; мореплаватели совершали значимые подвиги. А также это время испытаний, из которых страна выходила с честью, утверждаясь в числе ведущих мировых держав.

Начало XIX столетия – эпоха Наполеоновских войн. Грозные события оказали первостепенное влияние на развитие страны, отразились в культуре и общественных настроениях.

В первую очередь обратим внимание на медаль, посвящённую заграничному походу Русской армии 1813-1814 годов. Она была выполнена в 1835 году гравёром А. Лялиным на основе медальонов художника и скульптора Ф.П. Толстого. На аверсе помещён погрудный портрет императора Александра I в стилизованных доспехах древнерусского воина, с копьём и большим круглым щитом. По краю щита изображена сцена битвы под Лейпцигом. Портрет сопровождён надписью: «РОДОМЫСЛЪ ДЕВЯТАГОНАДЕСЯТЬ ВЕКА» – государь представлен в виде древнеславянского божества мудрости и войны. Сюжет реверса озаглавлен: «ПЕРВЫЙ ШАГЪ АЛЕКСАНДРА ЗА ПРЕДЕЛЫ РОССIИ». Монументальная классическая аллегория имела следующее пояснение: «Александр Первый, облечённый силою и доблестию, на быстром коне, попирающем шипящих змей зависти и злобы, с обнажённым в деснице мечём и с Оком Провидения на щите, путеводимый мудростию и правдою, летит за предел России. Слава, подвиги Его увенчивать спешащая, едва вслед за ним успевает».

Медаль на 50-летие службы во флоте адмирала И.Ф. Крузенштерна. 1839 г.Серия медальонов Ф.П. Толстого имела огромное значение для отечественной культуры. В ней нашли яркое отражение события современности, а среди строгих античных образов появляются и древнерусские детали. Грандиозные потрясения Наполеоновских войн способствовали обращению общества к традициям и истокам, поиску национального стиля.

Ещё один предмет посвящён императору Александру I Благословенному – избавителю народов. На оловянном кружке воспроизведён реверс медали, преподнесённой матерью – вдовствующей императрицей Марией Фёдоровной – при возвращении Александра из заграничного похода в июле 1814 года. Государыня, наделённая художественным дарованием, была автором медали, что отмечает подпись: «МАРIЯ Р.» (резала). В центре медали – изображение памятника в виде высокого постамента с сужающимися гранями. На вершине постамента лежащие на подушке корона, скипетр и держава. Около ступенчатого основания три венка. На нижней ступени надпись: «19 МАРТА 1814 Г.» – дата торжественного вступления русской армии в Париж.

В начале ХХ века отмечалось столетие Отечественной войны. Тогда было изготовлено несколько видов памятных жетонов. Один из них посвящён пожару Москвы, на других (фабрики Д.Л. Кучкина) на противоположных сторонах помещены портреты российского и французского императоров. В наше время может показаться странным, что уважение и пиетет к личности Наполеона Бонапарта сохранялись во многих государствах, несмотря на потрясения и кровопролитные войны, затронувшие всю Европу.

Медаль в память императора Александра I и заграничного похода Русской армии. 1835 г.Обратим внимание ещё на одну медаль, созданную в ознаменование освящения Храма-памятника 22 000 русским воинам, павшим в бою под Лейпцигом 4, 5, 6 и 7 октября 1813 года. Шатровый столпообразный храм в неорусском стиле был возведён на народные пожертвования к столетию события – на аверсе медали размещено его изображение. Примечательно, что расположенный в Германии православный храм выстоял вопреки вражде и разрушительным войнам ХХ столетия. В 1945 году маршал Г.К. Жуков посетил памятник русской славы и выделил средства на реставрацию.

Первая половина XIX столетия запомнилась не только событиями военной истории. В 1839 году была выпущена медаль на 50-летие службы во флоте адмирала Ивана Фёдоровича Крузенштерна. На аверсе – портрет прославленного моряка. На заглублённом фоне реверса – изображение крылатой богини в античных одеждах – аллегории мореплавания. В поднятой правой руке богиня держит сложенные трезубцем колосья, левой рукой опирается на якорь. Позади богини стилизованное изображение античного корабля с вёслами, высоко поднятыми носом и кормой. На конце бушприта развевающийся вымпел с надписью «НАДЕЖДА» (название флагманского корабля кругосветной экспедиции 1803-1806 годов). По выступающему краю реверса размещён текст: «ПЕРВОМУ РУССКОМУ ПЛАВАТЕЛЮ КРУГ. СВЕТА ВЪ ПАМЯТЬ 50-ТИ ЛЕТ СЛУЖБЫ ОТЪ ФЛОТА».

Медаль на 100-летие Императорской Академии наук. 1826 г.В 1826 году отмечалось столетие Императорской Академии наук. В честь этого события появилась медаль работы Фёдора Толстого. Если на лицевой стороне помещён портрет недавно взошедшего на престол императора Николая I, то на обороте изображена сидящая на троне богиня Афина (Минерва) в античных одеждах и шлеме. Правой рукой она держит венок над скульптурным изображением двуликого Януса. В опущенной левой руке тонкое копьё. Справа от трона круглый щит и символ богини мудрости – сова.

Удостаивались признания и деятели культуры, в том числе создатели медалей. Одним из них был вице-президент Академии художеств граф Фёдор Петрович Толстой. В 1854 году изготовлена медаль в память 50-летия службы. На аверсе – портрет известного художника – реалистично выполненный профиль с волнистыми прядями волос. На реверсе в венке из лавровых и дубовых ветвей надпись славянским шрифтом: «ВЪ ПАМЯТЬ ПЯТИДЕСЯТИЛЕТНЯГО СЛУЖЕНIЯ ЦАРЮ, ОТЕЧЕСТВУ И ИСКУССТВАМЪ».

Аналогично были отмечены заслуги выдающегося художника-гравёра, заслуженного профессора Императорской Академии художеств Николая Ивановича Уткина. На аверсе помещён его портрет в пожилом возрасте. На другой стороне в венке надпись: «ЗА ПЯТИДЕСЯТИЛЕТНIЕ ТРУДЫ ПО ГРАВИРОВАЛЬНОМУ ИСКУССТВУ СЪ 1809 Г. ПО 1859 Г.» . Обе медали были выполнены известным медальером, академиком и профессором Александром Павловичем Лялиным.

Медаль в память 50-летия службы вице-президента Ак. художеств графа Ф.П. Толстого. 1854 г.Другой мастер, Лоренц, в 1861 году создал медаль в память 50-летнего юбилея службы министра финансов Александра Максимовича Княжевича. Видный государственный деятель большую часть жизни работал в Министерстве финансов на различных должностях. Медаль была выпущена за год до ухода в отставку.

В наше время множество сувениров и памятных знаков посвящено Александру Сергеевичу Пушкину. Немалое внимание великому поэту было уделено и в XIX веке. Медаль работы академика И.А. Чукмасова выпущена Санкт-Петербургским монетным двором в 1862 году – на 25-летие кончины. Подобно вышеперечисленным, это крупноформатная настольная бронзовая медаль с изображениями высокого рельефа. На аверсе размещён оплечный портрет – выразительный образ А.С. Пушкина. На реверсе – лира в лавровом венке и строки из стихотворения «Памятник» в непривычной для нас цензурной редакции В.А. Жуковского: «И ДОЛГО БУДУ ТЕМЪ НАРОДУ Я ЛЮБЕЗЕНЪ,/ ЧТО ЧУВСТВА ДОБРЫЯ Я ЛИРОЙ ПРОБУЖДАЛЪ/ ЧТО ПРЕЛЕСТЬЮ ЖИВОЙ СТИХОВЪ Я БЫЛЪ/ ПОЛЕЗЕНЪ,/ И МИЛОСТЬ КЪ ПАДШИМЪ ПРИЗЫВАЛЪ».

Небольшой жетон был изготовлен в 1899 году в честь 100-летнего юбилея со дня рождения А.С. Пушкина. На аверсе также можно видеть портрет, на реверсе символические атрибуты – лавровая ветвь, лира и перо в чернильнице. И также строки из стихотворения «Памятник».

Перечисленные медали нечасто можно видеть на выставках и в постоянных экспозициях. Бывает сложно рассмотреть тронутые временем миниатюрные надписи и сюжеты. Но не вызывает сомнений, что они – одни из важнейших хранителей памяти, важная часть собрания Угличского музея и культурного достояния края.

Евгений ЛИУКОНЕН

«Угличанин» №50 (656) от 18.12.2019 года