Дом быв. купцов Орешниковых на Ростовской улице. Фото 1950-х гг.В прошлом каждая местность славилась своими производствами, ремёслами и промыслами. Они складывались столетиями, преемственно формируя опыт и знания, обеспечивая экономические связи территорий. Всматриваясь в затейливые формы и живописные силуэты памятников архитектуры Углича, хочется думать, что они были созданы местными мастерами, но это не всегда так. Были и в Угличском крае собственные строительные артели, бравшие различные подряды. Но всё же в основном значительные заказы выполняли мастера из других мест. Уже неоднократно писалось об артелях каменщиков из Балахнинского уезда Нижегородской губернии, активно работавших здесь в конце XVIII – первой половине XIX веков. Помимо них ещё одним центром, оставившим значительный вклад, был Ярославский уезд.

Деятельность ярославских мастеров в Угличском крае была менее масштабной, чем балахнинских, они не претендовали на положение монополистов в строительной сфере, но представляется, что сотрудничество с ними было куда более длительным и основополагающим, что они оказали немалое влияние на формирование местной архитектуры. Это неудивительно, поскольку такой крупный экономический и культурный центр, как Ярославль, не мог не затронуть своим влиянием соседние города. Между ними столетиями формировались прочные связи, которые не были эпизодическими и случайными. Примечательно, что список ярославских мастеров строительных специальностей, работавших в Угличском крае, насчитывает несколько десятков имён. Это и каменщики, и штукатуры-лепщики, и кровельщики...

Фасад Спасо-Преображенского собора. Чертёж 1836 года. Угличский музейКонечно, многие работы ярославских мастеров остаются неизвестными по причине утраты документов, но есть в наличии ценные сведения, касающиеся некоторых наиболее значительных памятников архитектуры. В 2015 году в журнале «Архитектурное наследство» В.В. Зубарев и А.В. Яганов опубликовали текст подрядной записи на строительство угличского Спасо-Преображенского собора. Рассмотрим содержание этого уникального документа.

В марте 1700 года царской и митрополичьей грамотами угличанам было дано разрешение разобрать обветшавший храм XV века времени князя Андрея Васильевича Большого и возвести новый на деньги жертвователей. 20 августа принявшие на себя ответственность бурмистр Филипп Калистратов и посадский человек Дмитрий Фёдоров сын Гнезников заключили подрядную запись с артелью мастеров, которую возглавлял крестьянин Ярославского уезда Городского стана, вотчины стольника Григорья Семёновича Васильчикова села Знаменского деревни Юрятина каменных дел подрядчик Григорий Фёдоров. В артель также входили каменщики Андрей Лукьянов, Фёдор Васильев и другие – всего девятнадцать человек, крестьян Ярославского уезда.

Мастера должны были «в городе Угличе старую соборную церковь разобрать и бут выбрать и зделать вновь соборную церковь, подався на полуденную сторону сажени три или четыре, или как пристойнее». При этом подробно оговаривались размеры, кирпичный и резной декор фасадов, формы завершения, число окон и многое другое. Поставки кирпича, извести, связного и «решётошного» железа, всяких лесных припасов принимали на себя подрядчики. Работу планировалось осуществить в 1701-1702 годах, а стоимость составляла тысячу рублей, сто из которых выплачивались в задаток.

Проект перестройки трапезной Казанской церкви. Чертёж середины XIX века. Угличский музейТак, на основе приведённого документа выясняется, что строительство Спасо-Преображенского собора осуществили ярославские мастера под руководством подрядчика каменных дел Григория Фёдорова, но они, вероятно, являлись лишь исполнителями работ. Одновременно оговаривалось, что над подрядчиком и каменщиками в церковном деле должен был надсматривать наборщик Печатного двора Григорий Иванов сын Устинов. Столь странную должность в тот период занимал будущий известный архитектор петровского времени, происходивший из Углича. Вероятно, он являлся автором проекта собора, для которого выполнил упоминаемые в подрядной записи чертежи. Свидетелем при оформлении документа выступал «приказа Большого Дворца каменных дел подмастерье» Кондрат Семёнов сын Мымрин – другой известный московский зодчий.

Установление имён строителей Спасо-Преображенского собора чрезвычайно важно для местной истории, но не менее важны следующие обстоятельства, – оказывается, мастера из Ярославского уезда, вотчины помещиков Васильчиковых работали в Угличе и столетие спустя. Это были штукатуры и лепщики.

Один из них – крестьянин Яким Александров. В 1796 году он подрядился выполнить внутренние и наружные штукатурные работы в Казанской церкви, в пострадавшем от пожара 1793 года верхнем храме, а кроме того – лепные наличники и клейма для росписей. 2 мая 1797 года последовал заказ от угличского купца Николая Яковлева Ожёгова на штукатурные, лепные и печные работы в строившемся каменном двухэтажном доме. В верхних покоях, залах и горницах надлежало выполнить различные карнизы с модульонами, иониками и сухариками. В дополнение полагалось «в верхних покоях сделать около окошек кругом наличники и в тех же покоях восемь киотов».

Весьма значительной была деятельность Семёна Матвеева и Павла Семёнова Костицыных – крестьян Ярославского уезда деревни Мостца, вотчины бригадира Василия Алексеевича Васильчикова. 31 июля 1798 года Семён Матвеев принял подряд на штукатурную и местами каменную работу в соборе Покровского монастыря: растесать окна, исправить трещины и заново оштукатурить храм. Также выполнить лепной декор: рамки для живописных клейм, тяги и карнизы с различными классическими деталями.

В 1800-1801 годах велись работы у купца Максима Дмитриева Орешникова. В его каменном доме в 36-м квартале «на Ростовском преспекте» требовалось сделать «внутри щекотурную работу. В горницах штуком прикрывать с песком белым под письмо, в сенях серью и в кладовых также просто. Карнизы тянутые гладкие, также, где рассудится, в горницах по потолку вытянуть рамы с лица. Весь дом ощекотурить в подтёрку и по местам, где угодно ему Орешникову, раскрасить, а по местам выбелить». За всю работу полагалась плата 200 рублей.

Искажённое перестройками обветшавшее здание на углу Ростовской и Февральской улиц (№ 24/1) когда-то являлось одним из лучших в городе купеческих особняков, залы и комнаты которого были декорированы росписями и лепниной.

Павел Семёнов Костицын в 1811 году заново оштукатурил Спасо-Преображенский собор и колокольню, а также строившуюся Феодоровскую церковь Богоявленского монастыря. В 1817 году выполнил штукатурные работы на колокольне Филипповской церкви, тогда как его отец ранее, в 1802 году, штукатурил сам храм. Ещё одним важным объектом являлось возводившееся в 1810-х годах здание городских Присутственных мест в Угличском кремле. 18 июля 1814 года П.С. Костицыну было заплачено 180 рублей «за щекотурку в общественном каменном доме средняго этажа». Затем 16 октября за штукатурные работы «в среднем этаже осми покоев и сеней и в нижнем этаже двух архивов, и находящагося при оных коридора, и для содержания арестантов арестантскаго покоя» – 370 рублей. 24 сентября 1817 года были выплачены 410 рублей «за отщекотуривание с лица всего общественнаго каменнаго дома, в коем помещаются общественные Присутственные места и городовое народное училище, равно Словеснаго суда, и внутри всего нижняго этажа и сеней».

Немало потрудились в Угличском крае мастера из Григорьевской волости Ярославского уезда. Среди них был значительный подрядчик и каменных дел мастер крестьянин Иван Герасимов Журавлёв, который в период 1830-1860-х годов в Богоявленском монастыре возвёл колокольню, новый собор и пристройку к восточному келейному корпусу. Также в 1854 году перестроил трапезную Николосухопрудской церкви. Крестьянин села Толгоболь Авксентий Иванов в 1852 году построил северный Казначейский корпус Богоявленского монастыря.

Другой крестьянин и подрядчик – Прокопий Степанов Грачёв – в 1860 году заново возвёл Малые Гостиные ряды на торговой площади Углича, в 1862 году перестроил трапезную церкви села Сергиевского. Матвей Ефимов и Кондратий Ефимов Никитины в 1861-1862 годах вели строительство зимнего храма при Казанской церкви села Заозерья.

Всё перечисленное – лишь отдельные эпизоды, характеризующие обширную и разностороннюю деятельность в Угличском крае ярославских мастеров.

Евгений ЛИУКОНЕН

«Угличанин» №37 (643) от 18.09.2019 года