Чертеж земли Пелымского города. Чертёжная книга Сибири, составленная тобольским сыном боярским Семеном Ремезовым, нач. XVIII в., фрагментС этих обнадёживающих строк одного из лучших программных стихотворений Андрея Углицких началась его творческая встреча с угличанами 2 февраля в Красной гостиной кремля.

А было это так… «15 мая 1591 года в день субботний на шестой неделе по Пасхе…» Да, вы не ошиблись! Эта встреча вновь и вновь заставила угличан вспомнить о загадочной, овеянной многочисленными легендами, преданиями и версиями, гибели малолетнего царевича Димитрия. События этого судьбоносного дня явились прологом Смутного времени и началом тяжких испытаний, выпавших на долю угличан.

Андрей Клавдиевич Углицких является их потомком! Семейное предание гласит «…что давным-давно жил-де царь Фёдор, что убили в городе Угличе младшего братика его - царевича-мальчика, по имени Димитрий. Что разгневанные угличане самосудно казнили убийц. Что горожан тех оклеветали-де, перед царём Фёдором, который и повелел в наказание сослать их за Уральский камень. Что после отбытия немилости ссыльные остались на Урале, на Вишере, основав поселение свое, названное ими в честь царя Фёдора – деревней Федорцовой, из которой все мы, Углицких, и происходим…»

В детстве его основными прозвищами были Угол, Уголь, Углич. Не давали покоя и позднее, упражняясь в искажении его звучной фамилии: Углицкий, УглИчевский, Угликов, Угольков... В момент знакомства неизменно задавали один и тот же вопрос: «Фамилия-то у вас больно знаменитая... Не дворянских ли кровей, часом, будете?» Сам он убеждён, что фамилия его поселенческая, земляческая, или «…ссыльная, первоссыльная!..» Пытаясь разом ответить всем, да и самому себе, Андрей Клавдиевич создаёт стихотворение «Моя родословная»:

Свято место не пусто!

Поострее осоки

Надвигается устье,

Отсекая истоки…


Яблонь Угличских ветки

Заневестились… Чудо!

Говорят, мои предки,

Мои корни – отсюда.


Шепоток барбариса

В сердце не унимает

Вероломства Бориса

В приснопамятном мае…


Мёртв Димитрий… Но разве

По-сегодня не горкнет

Смуты страшная язва

У России на горле?


Отомщенный царевич!

– Горожане! Не вы ли

Над убийцами в гневе

Самосуд учинили?..


…И за это в опалу

Шли, в угоду сатрапу,

К соляному Уралу

Моровые этапы,


Принимать благодарно

Соликамские копи,

Чердыни солеварни,

Да Пелымские топи…


…До последнего вдоха

Я – потомок двужильных,

Переживших эпохи,

Угличан правоссыльных,

Яблонь Угличских ветка

В знобкой почве Урала,

Где лежат мои предки

Все – немного, немало…

Андрей Клавдиевич Углицких – детский врач, доктор медицинских наук. Член Союза писателей РФ. Автор книг и двух сборников стихотворенийПоиску ответов на самые значимые в жизни каждого человека вопросы: «Кто мои предки? Откуда они и почему «Я»? – посвящена замечательная книга Андрея Клавдиевича «Житие Углицких. Опыт литературного расследования обстоятельств угличского этапа 1592 года». Её презентация вызвала огромный интерес. Лучшим тому доказательством был полный зал музейной гостиной. В течение трёх часов автор делился результатами многолетнего исследования, посвященного судьбе ссыльных угличан, отправленных по этапу в Сибирь в конце XVI века. С присущим людям науки педантизмом и стремлением к детализации, Андрей Клавдиевич объяснил, каким образом угличане оказались вначале в Пермском крае, а потом на берегах реки Пелым за Уралом. Изучив письменные источники, архивные данные и устные предания, сохранившиеся в местной среде, он выстроил на карте путь следования, по которому двигались угличане, преодолевая тяготы и лишения до Тобольска. Две с лишним тысячи километров по Старому Великому Сибирскому пути проделали они тогда и мы сегодня под чутким руководством нашего увлеченного рассказчика. Маршрут был следующим: Углич – Ярославль – Вологда – Тотьма – Великий Устюг – Кай-городок – Чердынь. Затем – реками: Колвой, Вишерой, Вилсуем (волок через уральский хребет) по рекам сибирским до Пелым-городка, который был основан в 1593 году по приказу царя Фёдора Иоанновича в устье одноименной реки. Появление здесь за Уралом острога Пелым окончательно закрепило эти земли за Россией.

Однако конечной точкой следования угличан был не Пелым, а Тобольск. «Крестный путь» ссыльных усугублялся сверх задачей, которую они обязаны были исполнить: доставить «первоссыльного неодушевлённого» к месту приписки. Путь их следования от Пелыма до Тобольска пролегал по рекам Тавда и Тобол.

Вполне убедительно звучит версия основания и «называния» села Федорцово на берегу реки Вишеры, из которого происходит большая часть людей, носящих фамилию Углицких. Автор тесно связывает этот момент с желанием ссыльных угличан отблагодарить царя Фёдора за «великое прощение», амнистию по случаю рождению долгожданного ребёнка у царской четы: «Бесчадная» множество лет замужества своего Ирина, супруга царя Фёдора... понесла, и по истечении положенного срока родила царевну Феодосию!»

Угличский колокол вернулся из Тобольской ссылки только в 1892 году, после длительной переписки и получения разрешения Александра III, в связи с приближавшимся 300-летием ссылкиВ третьей заключительной части книги Андрей Клавдиевич перекидывает мостик из века XVI в век XX. Дабы подтвердить выдвинутую им гипотезу о том, что подавляющее большинство носителей фамилии «Углицких» происходят с Западного Урала и имеют прямое отношение к ссыльным угличанам, основавшим село Федорцово, здесь, на берегах «красавицы реки Вишеры», автор исследует область распространения фамилии Углицких на материалах XX века:

«Во время Великой Отечественной войны мобилизация проводилась на территории всего тогдашнего Советского Союза. Следовательно, мобилизационная выборка является в этом отношении репрезентативной. С её помощью можно установить, выяснить, откуда призывались Углицких в действующую армию, узнать адреса их родных и близких… И если это действительно так, тогда ареал, область распространения, фамилии Углицких должен был бы ограничиваться именно этой Чердынско-Вишерско-Язьвинской территорией, то есть зоной, в центре которой находится и поныне здравствующее село Федорцово Красновишерского района Пермского края». С помощью обобщённого компьютерного банка данных «Мемориал», содержащего информацию о защитниках Отечества, погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны, а также в послевоенный период, Андрей Клавдиевич находит подтверждение своей гипотезе:

«Полученные данные позволяют со всей очевидностью утверждать, что область распространения фамилии «Углицких» на территории бывшего Советского Союза действительно ограничена сравнительно небольшой географической зоной с эпицентром в районе деревни Федорцовой Нижне-Язьвинского с/с Красновишерского района нынешнего Пермского края».

Вот та малая часть вопросов, которые вкратце удалось осветить Андрею Клавдиевичу в отведённое для этого время. А передать эмоции зала просто невозможно! Единственное условие, с которым благодарные угличане отпустили автора книги «Житие Углицких», – это обещание новой встречи и знакомство с поэтическими произведениями автора.

Наталья СОГРИНА

В рамках проведённого исследования впервые была установлена точная дата выхода этапа – через год после убийства царевича Дмитрия (1 апреля 1592 г.) в связи с необходимостью отражения нашествия войск крымского хана Кази-Гирея на Москву (лето 1591 – осень 1592 гг.). Стала известна численность этапа – от 800 до 1000 человек (60 семейств). Всё движимое и недвижимое имущество наказанных было конфисковано. Часть этапных перед выходом была обезображена (клеймение щек и лба, отрезание ушей и вырывание ноздрей). Путь следования ссыльных угличан пролегал по маршруту Углич-Тобольск. Общая протяжённость этапа при использовании Вишеро-Лозвинского варианта Вишерской дороги составляет 3215 км. Дистанция пешеходной части пути (Углич-Чердынь) равна 1700 км, водной (от Чердыни до Тобольска) – 1515 км. Выдвинута гипотеза о том, что часть этапных (вероятно, все больные, истощённые, все женщины, дети, лица преклонного возраста) оставлена была на маршруте в Чердынском уезде в связи с амнистией, проводимой тогда в ознаменование рождения царевны Феодосии Фёдоровны. Амнистированные участники этапа первыми обосновались на следе «Вишерской дороги», неподалеку от места впадения в реку Вишера реки Язьвы, основав деревню Федорцово. Остальные продолжили путь в Сибирь: в город Пелым, где участвовали в строительстве местного острога, и в город Тобольск (сопровождение сосланного колокола).

В 1597-98 годах произошли два важных события, повлиявших на дальнейшую судьбу угличан: открытие так называемой Бабиновской дороги (1597 г.) и смерть Фёдора Иоанновича (1598 г.). Следствием первого стало постепенное запустение некогда оживленного и населенного Пелым-городка. Смерть Фёдора Иоанновича, воцарение Бориса Годунова и последовавшая в связи с этим амнистия позволили, наконец, семьям бывших угличских горожан воссоединиться в деревне Федорцово. Судьба группы этапных, доставивших колокол в Тобольск, доподлинно неизвестна, однако данные о существовании в городе Шадринске Курганской области диаспоры Углицких вселяет надежду на то, что и потомки «тобольских» угличан также уцелели.

(Из книги «Житие Углицких» и аудиозаписи лекции А.К. Углицких 2 февраля 2019 г. в Красной гостиной Угличского кремля)

Кама, Вишера, Урал,

И ещё раз Вишера...

Я не сам их выбирал –

Вышло так.


В беспросветные века

Поделом, иначе ли,

Угличским «бунтовщикам» –

Предкам – здесь назначили


Годунов и Фёдор-царь,

За в веках нетленного

Цесаревича-птенца

Ими умерщвленного...


Где бы там ни проживал

В Глазове ли, в Митино я,

Прадедов не забывал,

Вставших за Димитрия!


Их судьбой – всё прирастал –

Есть ли что-то выше-то!

Кама, Вишера, Урал,

И ещё раз Вишера...

«Угличанин» №8 (614) от 27.02.2019 года