27.02.2019 12:15
С этих обнадёживающих строк одного из лучших программных стихотворений Андрея Углицких началась его творческая встреча с угличанами 2 февраля в Красной гостиной кремля.
А было это так… «15 мая 1591 года в день субботний на шестой неделе по Пасхе…» Да, вы не ошиблись! Эта встреча вновь и вновь заставила угличан вспомнить о загадочной, овеянной многочисленными легендами, преданиями и версиями, гибели малолетнего царевича Димитрия. События этого судьбоносного дня явились прологом Смутного времени и началом тяжких испытаний, выпавших на долю угличан.
Андрей Клавдиевич Углицких является их потомком! Семейное предание гласит «…что давным-давно жил-де царь Фёдор, что убили в городе Угличе младшего братика его - царевича-мальчика, по имени Димитрий. Что разгневанные угличане самосудно казнили убийц. Что горожан тех оклеветали-де, перед царём Фёдором, который и повелел в наказание сослать их за Уральский камень. Что после отбытия немилости ссыльные остались на Урале, на Вишере, основав поселение свое, названное ими в честь царя Фёдора – деревней Федорцовой, из которой все мы, Углицких, и происходим…»
В детстве его основными прозвищами были Угол, Уголь, Углич. Не давали покоя и позднее, упражняясь в искажении его звучной фамилии: Углицкий, УглИчевский, Угликов, Угольков... В момент знакомства неизменно задавали один и тот же вопрос: «Фамилия-то у вас больно знаменитая... Не дворянских ли кровей, часом, будете?» Сам он убеждён, что фамилия его поселенческая, земляческая, или «…ссыльная, первоссыльная!..» Пытаясь разом ответить всем, да и самому себе, Андрей Клавдиевич создаёт стихотворение «Моя родословная»:
Свято место не пусто!
Поострее осоки
Надвигается устье,
Отсекая истоки…
Яблонь Угличских ветки
Заневестились… Чудо!
Говорят, мои предки,
Мои корни – отсюда.
Шепоток барбариса
В сердце не унимает
Вероломства Бориса
В приснопамятном мае…
Мёртв Димитрий… Но разве
По-сегодня не горкнет
Смуты страшная язва
У России на горле?
Отомщенный царевич!
– Горожане! Не вы ли
Над убийцами в гневе
Самосуд учинили?..
…И за это в опалу
Шли, в угоду сатрапу,
К соляному Уралу
Моровые этапы,
Принимать благодарно
Соликамские копи,
Чердыни солеварни,
Да Пелымские топи…
…До последнего вдоха
Я – потомок двужильных,
Переживших эпохи,
Угличан правоссыльных,
Яблонь Угличских ветка
В знобкой почве Урала,
Где лежат мои предки
Все – немного, немало…
Поиску ответов на самые значимые в жизни каждого человека вопросы: «Кто мои предки? Откуда они и почему «Я»? – посвящена замечательная книга Андрея Клавдиевича «Житие Углицких. Опыт литературного расследования обстоятельств угличского этапа 1592 года». Её презентация вызвала огромный интерес. Лучшим тому доказательством был полный зал музейной гостиной. В течение трёх часов автор делился результатами многолетнего исследования, посвященного судьбе ссыльных угличан, отправленных по этапу в Сибирь в конце XVI века. С присущим людям науки педантизмом и стремлением к детализации, Андрей Клавдиевич объяснил, каким образом угличане оказались вначале в Пермском крае, а потом на берегах реки Пелым за Уралом. Изучив письменные источники, архивные данные и устные предания, сохранившиеся в местной среде, он выстроил на карте путь следования, по которому двигались угличане, преодолевая тяготы и лишения до Тобольска. Две с лишним тысячи километров по Старому Великому Сибирскому пути проделали они тогда и мы сегодня под чутким руководством нашего увлеченного рассказчика. Маршрут был следующим: Углич – Ярославль – Вологда – Тотьма – Великий Устюг – Кай-городок – Чердынь. Затем – реками: Колвой, Вишерой, Вилсуем (волок через уральский хребет) по рекам сибирским до Пелым-городка, который был основан в 1593 году по приказу царя Фёдора Иоанновича в устье одноименной реки. Появление здесь за Уралом острога Пелым окончательно закрепило эти земли за Россией.
Однако конечной точкой следования угличан был не Пелым, а Тобольск. «Крестный путь» ссыльных усугублялся сверх задачей, которую они обязаны были исполнить: доставить «первоссыльного неодушевлённого» к месту приписки. Путь их следования от Пелыма до Тобольска пролегал по рекам Тавда и Тобол.
Вполне убедительно звучит версия основания и «называния» села Федорцово на берегу реки Вишеры, из которого происходит большая часть людей, носящих фамилию Углицких. Автор тесно связывает этот момент с желанием ссыльных угличан отблагодарить царя Фёдора за «великое прощение», амнистию по случаю рождению долгожданного ребёнка у царской четы: «Бесчадная» множество лет замужества своего Ирина, супруга царя Фёдора... понесла, и по истечении положенного срока родила царевну Феодосию!»
В третьей заключительной части книги Андрей Клавдиевич перекидывает мостик из века XVI в век XX. Дабы подтвердить выдвинутую им гипотезу о том, что подавляющее большинство носителей фамилии «Углицких» происходят с Западного Урала и имеют прямое отношение к ссыльным угличанам, основавшим село Федорцово, здесь, на берегах «красавицы реки Вишеры», автор исследует область распространения фамилии Углицких на материалах XX века:
«Во время Великой Отечественной войны мобилизация проводилась на территории всего тогдашнего Советского Союза. Следовательно, мобилизационная выборка является в этом отношении репрезентативной. С её помощью можно установить, выяснить, откуда призывались Углицких в действующую армию, узнать адреса их родных и близких… И если это действительно так, тогда ареал, область распространения, фамилии Углицких должен был бы ограничиваться именно этой Чердынско-Вишерско-Язьвинской территорией, то есть зоной, в центре которой находится и поныне здравствующее село Федорцово Красновишерского района Пермского края». С помощью обобщённого компьютерного банка данных «Мемориал», содержащего информацию о защитниках Отечества, погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны, а также в послевоенный период, Андрей Клавдиевич находит подтверждение своей гипотезе:
«Полученные данные позволяют со всей очевидностью утверждать, что область распространения фамилии «Углицких» на территории бывшего Советского Союза действительно ограничена сравнительно небольшой географической зоной с эпицентром в районе деревни Федорцовой Нижне-Язьвинского с/с Красновишерского района нынешнего Пермского края».
Вот та малая часть вопросов, которые вкратце удалось осветить Андрею Клавдиевичу в отведённое для этого время. А передать эмоции зала просто невозможно! Единственное условие, с которым благодарные угличане отпустили автора книги «Житие Углицких», – это обещание новой встречи и знакомство с поэтическими произведениями автора.
Наталья СОГРИНА
В рамках проведённого исследования впервые была установлена точная дата выхода этапа – через год после убийства царевича Дмитрия (1 апреля 1592 г.) в связи с необходимостью отражения нашествия войск крымского хана Кази-Гирея на Москву (лето 1591 – осень 1592 гг.). Стала известна численность этапа – от 800 до 1000 человек (60 семейств). Всё движимое и недвижимое имущество наказанных было конфисковано. Часть этапных перед выходом была обезображена (клеймение щек и лба, отрезание ушей и вырывание ноздрей). Путь следования ссыльных угличан пролегал по маршруту Углич-Тобольск. Общая протяжённость этапа при использовании Вишеро-Лозвинского варианта Вишерской дороги составляет 3215 км. Дистанция пешеходной части пути (Углич-Чердынь) равна 1700 км, водной (от Чердыни до Тобольска) – 1515 км. Выдвинута гипотеза о том, что часть этапных (вероятно, все больные, истощённые, все женщины, дети, лица преклонного возраста) оставлена была на маршруте в Чердынском уезде в связи с амнистией, проводимой тогда в ознаменование рождения царевны Феодосии Фёдоровны. Амнистированные участники этапа первыми обосновались на следе «Вишерской дороги», неподалеку от места впадения в реку Вишера реки Язьвы, основав деревню Федорцово. Остальные продолжили путь в Сибирь: в город Пелым, где участвовали в строительстве местного острога, и в город Тобольск (сопровождение сосланного колокола).
В 1597-98 годах произошли два важных события, повлиявших на дальнейшую судьбу угличан: открытие так называемой Бабиновской дороги (1597 г.) и смерть Фёдора Иоанновича (1598 г.). Следствием первого стало постепенное запустение некогда оживленного и населенного Пелым-городка. Смерть Фёдора Иоанновича, воцарение Бориса Годунова и последовавшая в связи с этим амнистия позволили, наконец, семьям бывших угличских горожан воссоединиться в деревне Федорцово. Судьба группы этапных, доставивших колокол в Тобольск, доподлинно неизвестна, однако данные о существовании в городе Шадринске Курганской области диаспоры Углицких вселяет надежду на то, что и потомки «тобольских» угличан также уцелели.
(Из книги «Житие Углицких» и аудиозаписи лекции А.К. Углицких 2 февраля 2019 г. в Красной гостиной Угличского кремля)
Кама, Вишера, Урал,
И ещё раз Вишера...
Я не сам их выбирал –
Вышло так.
В беспросветные века
Поделом, иначе ли,
Угличским «бунтовщикам» –
Предкам – здесь назначили
Годунов и Фёдор-царь,
За в веках нетленного
Цесаревича-птенца
Ими умерщвленного...
Где бы там ни проживал
В Глазове ли, в Митино я,
Прадедов не забывал,
Вставших за Димитрия!
Их судьбой – всё прирастал –
Есть ли что-то выше-то!
Кама, Вишера, Урал,
И ещё раз Вишера...
«Угличанин» №8 (614) от 27.02.2019 года