Ильинская церковь с участком ограды. Фото нач. ХХ в.Одно из обыкновенных мест нашего города – тротуар улицы Ленина около музыкальной школы. Сколь часто мы проходим там, спешим к расположенной рядом автобусной остановке. Что может быть обыденнее таких мест? Но нередко совсем рядом с повседневной современностью, под асфальтом и газонами скрываются загадки и реликвии прошлого.

В солнечный тёплый день 17 апреля на территории возле музыкальной школы корчевали пни от спиленных деревьев, и неожиданно под корнями одного из них открылась глубокая полость. Через отверстие в земле отчётливо виден глубокий сводчатый подвал со старинной кирпичной кладкой. Теряющийся в глубине прямоугольник стен, одна из которых прорезана пологой лучковой аркой с типичной для архитектуры прошлого клиновой перемычкой. Вверху, под пластом грунта и корнями, видна кладка коробового свода, параллельного линии тротуара.

Подвал частично засыпан, непонятна его глубина, и без проникновения внутрь и расчистки не определить его размеры, количество и расположение помещений. С первого взгляда заметно лишь великолепное качество кирпичной кладки – сколько десятилетий стены и своды пребывали в небрежении, но выглядят как только что сложенные. Практически нет осыпей, выщерблин. Примечательно и то, что на дне оказалось немного талой воды, – значит, свод и стены пропускают влагу в незначительном объёме, и, возможно, имеется какой-то внутренний сток. По крайней мере, этот старинный подвал вовсе не напоминает другие, до краёв заполненные стоячей жижей, насквозь отсыревшие и заплесневелые.

Можно задаться вопросом: что это было? Чем являлось старинное подземелье?

В наше время многим известно, что на площади Пушкина исконно, вплоть до 1930-х годов, располагалась церковь Святого Пророка Илии, а сама площадь называлась Ильинской. Сохранилось немало фотографий этого места до разрушительных преобразований первой половины ХХ века. Сам храм, построенный в 1748 году, ещё до введения регулярного плана, располагался в глубине площади, несколько наискосок. Крыльцо было обращено в западную сторону, соседствуя со зданием старой типографии (бывший особняк купцов Ожгихиных). Вполне естественно, что данный подвал не мог быть частью здания церкви. Но были на площади и другие сооружения.

Территорию храма окружала каменная ограда, построенная примерно в первой половине XIX века. Некоторые другие угличские церкви тоже имели ограды, но не вызывает сомнений, что ограда Ильинского храма была наиболее интересной. Она включала невысокие цокольные стены с филёнками и поставленными углом четырёхгранными столбами, служившими опорами для кованых решёток. По углам располагались четырёхгранные башенки, декорированные миниатюрными портиками с фронтонами, завершённые куполообразными кровлями. В глубине портиков находились иконные киоты. С западной стороны ограды, около крыльца, в поздний период были построены арочные краснокирпичные ворота.

Чертёж ограды. 1829 г. Угличский музейВсе части ограды отличались подчёркнутой декоративностью, красотой проработки деталей – разнообразные карнизы, пояски, элементы классического ордера, чёткий рисунок железных решёток. Все покрытия столбов и башенок были с декоративными шаровидными навершиями. Была в ограде и ещё одна составная часть.

На фотографиях Московской улицы видно возвышавшееся между симметричных башенок внушительное здание с четырёхколонным портиком и куполом, подчёркнуто выделявшееся в окружающей застройке. На планах местности рубежа XIX-XX веков приходилось встречать надпись – «свечная лавка». Таковым было его назначение.

В собрании Угличского музея есть два чертежа участка ограды – между секциями столбов и решёток обозначен фасад здания с арочным входом и портиком из четырёх попарно расположенных колонн тосканского ордера, поддерживающих треугольный фронтон. На двух чертежах – на одном слева, на другом справа от обозначенного здания – расположен проём ворот. Более того, на одном из чертежей, на фризе здания есть надпись «ворота». Следовательно, оно, несмотря на наличие ступеней, должно было служить входом в ограду. Чертежи выполнены на старинной вержированной бумаге с водяными знаками – клеймо Угличской писчебумажной фабрики и дата: 1829. Следовательно, данные чертежи могли быть выполнены в конце 20-х – 30-х годах XIX века. Этим временем может быть датировано и строительство ограды.

С большой долей вероятности данный чертёж выполнялся для Ильинского храма. Поскольку церковь располагалась в глубине территории, монументальное здание было востребовано как выразительный архитектурный акцент. В нашем распоряжении нет его фронтальных фотографий, поэтому облик известен не в полной мере. Имеющийся вид Московской улицы наглядно свидетельствует, что сооружение близко напоминало паперть Богоявленского собора в кремле с похожими портиком и куполом.

Подвал здания свечной лавки, обнаруженный 17 апреля 2018 года на ул. ЛенинаСвечная лавка при Ильинском храме упоминается в 1842 году – в контракте о найме церковного сторожа. Вероятно, данное назначение было первоначальным. Лавка могла предназначаться для централизованного снабжения местных храмов восковыми свечами. Свечная монополия известна ещё в XVIII веке, неоднократно подтверждалась в XIX – средства от неё должны были идти на содержание духовных учебных заведений. Правда, наибольшее развитие данная статья дохода получает с 1870-х годов, когда учреждаются епархиальные свечные заводы и специальные склады.

Возможно, именно такое назначение имела свечная лавка Ильинской церкви в масштабах Углича. Её подвал мог служить для хранения восковых свечей. Исходя из особенностей облика здания, можно предположить, что подвал состоял из трёх небольших отделений, соединённых арочными проходами.

С упомянутой оградой сложных форм и представительным зданием лавки Ильинская церковь составляла на редкость живописный ансамбль площади. В нём участвовали и выразительная вертикаль храма, и симметричные колонные портики вдоль линии тротуара. Казалось бы, такое архитектурное сокровище следовало ценить и оберегать, но оно подверглось варварскому разрушению в трагических 1930-х годах.

Алексей Золотарёв на страницах повести «В тысячелетнем Угличе» воспроизводит слова, сказанные заведующим музеем и потомственным живописцем А.К. Гусевым-Муравьевским: «Поверите ли…, я плакал горькими слезами, когда Ильинскую церковь, где работал мой отец, разбили вдребезги и щебенку бросили на тротуары Московской улицы. Я и сейчас плачу: с нею погибла одна из прелестных площадей Углича».

Известные деятели культуры знали и понимали, что потерял наш город – выдающиеся памятники архитектуры, произведения живописи, прикладного искусства, созданные поколениями талантливых мастеров. Уцелевшее при разборке основание свечной лавки показывает, с каким качеством и умением они создавались, были рассчитаны на многие века.

Глядя на случайно обнаруженную реликвию прошлого, невольно задаёшься вопросом: как сложится её дальнейшая судьба? Было бы очень важно не разрушать до конца старинную постройку, а сохранить для будущих времён. Сколько ещё старинных подземелий, подвалов, остатков утраченных зданий хранит окружающая территория! И у каждого своя история, несомненно, значимая для Углича.

Евгений ЛИУКОНЕН

«Угличанин» №18 (573) от 09.05.2018 года