Одно из сокровищ нашего городаНачало января – время череды праздников, которые придают первому месяцу незабываемый колорит. Новый год и Рождество имеют особое значение ещё и потому, что нам даны почти десятидневные каникулы. В это время Углич посещают тысячи туристов, делая исторический центр по-настоящему праздничным и оживлённым.

Туристов влекут живописная природа и многочисленные достопримечательности нашего города. Список объектов туристического осмотра обширен, но первостепенное значение всегда имел кремль. Он насыщен достопримечательностями, а одними из важнейших являются интерьеры храмов. Их история хорошо изучена, но остаётся место для открытий, дополняющих сведения о, казалось бы, известных объектах. Одним из таких объектов является Спасо-Преображенский собор.

Главный храм Углича имеет почти тысячелетнюю историю. Многократно перестраивался, становился свидетелем важных событий. Существующее здание было возведено в 1700-1706 годах. Пожалуй, первостепенное значение в облике храма занимает величественный золочёный иконостас в стиле барокко, с пышной и причудливой резьбой.

Что мы знаем о соборном иконостасе – довольно поздний, установленный взамен первоначального в 1853 году. Можно описывать его облик, художественные особенности, но этим и исчерпывается наша скудная информация. В действительности его история намного богаче и сложнее.

Первоначальный иконостас Спасо-Преображенского собора был изготовлен в начале XVIII века, ко времени освящения храма. Иконы для него были выполнены артелью известного патриаршего изографа Фёдора Никитича Рожнова.

За время длительного существования иконостас неоднократно ремонтировался, поновлялся. В 1810-1811 годах артелью живописца Т.А. Медведева не только выполнены новые храмовые росписи, но и был перезолочен иконостас, вновь наложена резьба. Время брало своё, и спустя несколько десятилетий потребовались более радикальные работы.

30 ноября 1850 года был получен указ Ярославской духовной консистории, дозволявший ремонт и исправление иконостаса. С течением времени был найден и достойный мастер. 5 июня 1851 года староста собора 3-й гильдии купецкий сын Дмитрий Алексеев Русинов, при посредстве протоиерея и благочинного Димитрия Попова с братией и градского главы Павла Матвеева Сурина заключил контракт с ярославским мещанином Михаилом Семёновым Стрелковым. По контракту следовало «в холодном Преображенском соборе иконостас разобрать и как замечается ветхость в нижнем ярусе…, то сей последней ярус вновь переделать и во всех прочих частях ветхости исправить вновь столярною работой по приличию мест, согласно утвержденному рисунку. На весь иконостас положить новую резьбу и сделать новые колонны. Как местные иконы, так и во всех ярусах иконостаса иконы должны оставаться те же».

Нижний ярус и колонны полагалось сделать из прочного сухого соснового леса, а резьбу – из лучшего липового. К изготовлению колонн и резьбы следовало приступить в первую очередь – до разборки иконостаса. Мастер должен был начать работу 11 июня 1851 года и завершить к 1 июня 1852-го. Стоимость составляла 1600 рублей серебром. Кроме того, по усмотрению заказчиков могли быть выплачены ещё 100 рублей в качестве «похвалы» за качество и соблюдение сроков.

Таким образом, оказывается, что в середине XIX века первоначальный иконостас не заменялся новым, а подвергался серьёзному ремонту. Вновь изготавливались нижний ярус, колонны, резьба. Это подтверждает и облик, характерный для первой половины XVIII столетия, – как оказывается, сохранивший изначальную композицию. В иконостас следовало поместить все прежние иконы.

Спасо-Преображенский собор и колокольня. Фото 1960-х гг.Осуществивший работы мастер Михаил Семёнович Стрелков был хорошо известен в Угличе. Он был выходцем из села Заозерье – бывшим крепостным крестьянином помещиков Репнина и Волконского. Лишь со временем получил свободу и стал ярославским мещанином. М.С. Стрелков являлся представителем династии резчиков, столяров, иконостасных мастеров. Его отец Семён Иванович в начале и первой половине XIX века выполнил немало ответственных и крупных заказов, среди которых были иконостасы для Филипповской, Успенской, Крестовоздвиженской церквей, Покровского монастыря, храма села Климатино…

Михаил Семёнович активно работал на протяжении 1840-60-х годов. Его артелью были созданы иконостасы для Петропавловской, Корсунской, Всехсвятской церквей города Углича, Фёдоровского храма Богоявленского монастыря, храмов сёл Ильинского «в Поречье», Заозерья, Спасского «на Молокше», Оносова, Богородского, Архангельского Мышкинского уезда и многих других.

Известны места расположения мастерских М.С. Стрелкова. Примерно в 1848-1853 годах он снимал помещения в имении на перекрёстке Крестовоздвиженской и Большой Васильевской улиц (Октябрьская, 8/16), где в разное время размещались полотняная фабрика купцов Буториных и медно-самоварный завод Скорняковых. Для квартирования и произведения столярной резной работы М.С. Стрелков арендовал верхний этаж дома, деревянные надворные строения, часть каменного корпуса и огородной земли. Именно в том имении в 1851-1852 годах велась работа над иконостасом собора.

В 1856-1857 годах Стрелков арендовал деревянный дом дворян Яминских на Петербургской улице, который в более позднее время принадлежал Бучкиным. В 1858 году был приобретён собственный большой двухэтажный каменный дом на углу Ростовской и Крестовоздвиженской улиц (Октябрьская, 2/21), ранее принадлежавший купцам Вознесенским. Этим домом М.С. Стрелков владел до 1876 года.

В истории иконостаса Спасо-Преображенского собора памятен ещё один мастер – ярославский мещанин Дмитрий Петров Истомин, который по договору от 11 октября 1851 года выполнил позолотные работы. За плату 5715 рублей серебром он обязался «всю новую резьбу и новые колонны в иконостасе позолотить на полимент своим лучшим полузолотниковым золотом», а также перезолотить старые части иконостаса. Работу следовало начать осенью того же года и завершить к 1 июня 1853-го. Дело было выполнено в срок, поскольку 31 мая 1853 года иконостас был освящён.

Всё сказанное позволяет сделать важные выводы – иконостас Спасо-Преображенского собора перестает быть безымянным произведением. Устанавливаются мастера, причастные к его созданию, – резчик Михаил Семёнович Стрелков и позолотчик Дмитрий Петрович Истомин. В своё время это были известные, значительные подрядчики, порой выполнявшие совместные заказы. Также выясняется, что иконостас собора является более ранним, чем принято считать, – в его основе первоначальный иконостас начала XVIII века, подвергнутый ремонту и дополненный новыми деталями.

Такова история одной из главных достопримечательностей нашего города и одного из важнейших объектов туристического осмотра.

Евгений ЛИУКОНЕН

«Угличанин» №2 (557) от 17.01.2018 года