Пётр Бучкин. «Ленин на апрельской конференции».Дискуссии о революционных событиях 1917 года не прекращаются уже 100 лет, но исследователи сходятся в одном: революция имела всемирно-историческое значение и оказала влияние на судьбы всех народов мира. Занимаясь темой «Углич и художники», я обнаружила интересные факты, высказывания, картины художников, писавших Углич в разные годы, в чьи жизни «вошла» революция. Я думаю, что читателю будут интересны мысли и работы художников, которые видели революцию своими глазами и которые оставили нам, потомкам, свои «записки на полотнах» по поводу смены власти, полного переворота всего государственного строя.

Искусство всегда остро реагировало и реагирует на происходящие в обществе события. Мастера кисти тоже стремились передать в своих произведениях переживания, надежды и страдания своей эпохи. Какой же увидели художники одно из величайших событий XX века – Октябрьскую революцию 1917 года?

Внутри революционных событий оказался и наш земляк – художник Пётр Бучкин. Совсем юным, ещё будучи студентом художественного училища барона фон Штиглица, он стал свидетелем бурных событий в Петербурге 1917 года, а в 1920 году Петру Дмитриевичу даже посчастливилось увидеть В.И. Ленина. За день до начала Второго конгресса Коминтерна он получил печатный билет – пропуск, позволяющий ему быть на заседаниях конгресса, на собраниях, митингах и празднествах. На таком собрании он был впервые. Он понял, что очень мало знает о международном положении. Иван Горюшкин-Сорокопудов. «Из прошлого».«Доклад Ленина о международном положении и основных задачах Коммунистического Интернационала поразил его силой железной логики. Простым понятным языком Ленин рисовал картину, в каком положении находится мир после империалистической бойни и указывал выход человечеству на большую дорогу новой жизни. Раздвигалась завеса, мир становился шире, открывались светлые дали. Призыв Ленина к всемирной пролетарской революции, к созданию всемирной Советской республики вызвал небывалую овацию, завершившуюся пением «Интернационала». (Из книги П.Д. Бучкина «О том, что в памяти»)

Память художника хорошо сохранила живую атмосферу двадцатых годов XX века, что нашло своё отражение в его работах. С молодым художником Бучкиным на пленэрах в Угличе бывал Василий Никитич Мешков со своим сыном Василием. Именно Василий Никитич советовал Бучкину продолжить учёбу после училища барона Штиглица в Академии художеств. После 1917 года Василий Никитич работал в Комиссии по охране памятников искусства и старины при Моссовете. Преподавал в полиграфических учреждениях Москвы. Писал портреты деятелей искусства В.Л. Собинова, В.И. Качалова, И.М. Москвина, руководителей страны В.И. Сталина, Ф.Э. Дзержинского, К.Е. Ворошилова, рабочих, красноармейцев. И нам художник оставил наш нетронутый «железной рукой современной цивилизации» Углич. Его сын тоже отразил в своём творчестве революционные события 1917 года.

К. Юон «Комсомолки»Ещё один интересный факт: Василий Мешков был близко знаком со всенародным старостой Михаилом Калининым. Мастерская художника находилась недалеко от здания правительства. Иногда, устав от государственных дел, Калинин сбегал к Мешкову отдохнуть и немного выпить, прихватив с собой квашеной капусты, которой в избытке его снабжали приезжавшие к нему ходоки со всех отдалённых уголков России (из книги Бучкина «О том, что в памяти»). Пётр Бучкин написал картину, на которой изображён В. Мешков во время сеанса написания портрета М. Калинина.

Константин Юон создал 10 работ с видами Углича. По-своему в картине «Новая планета» художник выразил своё отношение к революции: озарённая красным светом, новая планета появляется на небосклоне в ореоле золотых лучей. Одни приветствуют её, другие в ужасе от неё бегут – в этом образе было выражено настроение самих художников той поры, их отношение к революционным событиям.

Не раз бывал в Угличе Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов. Художники в те революционные дни часто собирались вместе и обсуждали своё отношение к революции и её видение. Однажды во время застолья с гостями – представителями местной власти – зашёл разговор об октябрьских событиях 1917 года. Кто-то из высоких гостей спросил:

– Иван Силыч, как вам видится наша революция, что вы можете о ней сказать?

Тот в тон ему отвечал:

– Да что говорить, революция – это половодье…

Довольный гость решился развить тему:

– Как это образно, Иван Силыч, – половодье. Ну, а если пошире?

– Пошире? В половодье всё г… на поверхность и всплывает…

Гостей как ветром сдуло.

Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов не мыслил России и русского человека без православия. Тема борьбы добра и зла не оставляла его. Ему важно было противопоставить русскую историю, незыблемые прочные традиции русского народа космополитическому влиянию той части общественной среды, которая легко расстаётся с национальной культурой.

Легендарная личность, очень требовательный и справедливый человек. Когда его хоронили, огромная толпа сопровождала гроб, который до самого кладбища несли на руках ученики. Когда процессия подошла к погосту, вдруг зазвонили колокола. Не нужно забывать, это было время оголтелой борьбы с религией. И колокольный звон, да ещё в честь художника, был жутким криминалом. Позже выяснилось, студенты договорились заранее со звонарём. В Угличе художник оставил нам замечательную работу, на которой изображена звонница Воскресенского монастыря.

Алла ЛЕНГВЕНС

«Угличанин» №44 (548) от 08.11.2017 года