Николосухопрудская церковь. Фото нач. ХХ в.В западной части Углича со многих улиц можно заметить необычное здание, возвышающееся между домами. Светлые фасады с насыщенным декором и завершающие кокошники не оставляют сомнений, что это храм, повреждённый, лишённый глав и колокольни, давно не слышавший под своими сводами благоговейных молитв. Он малоизвестен, о нём не сообщается в путеводителях по городу, но многие угличане знают, что это Николосухопрудская церковь. Название, на первый взгляд, странное, но веющее стародавней теплотой, исконными местными традициями.

В середине августа в прессе появилось сообщение, что от Переславской епархии, в состав которой входит и наш город, поступила заявка на передачу церкви Николы на Сухих прудах и предстоящем создании прихода. После отрадной новости зародилась надежда, что многострадальный храм будет возрождён. Это даёт повод напомнить историю храма и его значение для Углича, а они немалые, достойные многих страниц.

В древности на юго-западной окраине посада, около земляного вала и заводей Троицкого ручья, располагался Прудицкий Иоанно-Богословский монастырь. Он известен с XV века, но, по преданию, основан в 1283 году при угличском князе Романе Владимировиче. Обитель была уничтожена в 1609 году во время одного из нападений на город войск польско-литовских интервентов. Погибли игумен Мартиниан, 40 человек братии и около 300 укрывшихся там горожан. По словам летописи, враги «мечём люте посекоша и огнем сожгоша и монастырь разориша».

Исчезнувшая обитель не была забыта угличанами. На месте монастыря вскоре после завершения событий Смутного времени построена деревянная приходская церковь с престолами Николая Чудотворца, Козьмы и Дамиана, Иоанна Богослова. Затем, в 1735-1758 годах, её сменил пятиглавый каменный храм с трёхъярусной колокольней. Церковь имела каменную ограду, внутри были чугунные полы и лепной декор. Иконостасы резные, с колоннами, вызолоченные на полимент. Образы для главного предалтарного иконостаса выполнил в 1804 году ярославский живописец Андрей Денисов.

Каменный храм пострадал от большого городского пожара 1822 года, но вскоре был восстановлен. В середине XIX века была начата постепенная перестройка церкви. В 1853 году прихожане заказали 100 000 кирпичей на заводах угличских мещан Н.А. Рудеева, В.И. Панкова и А.П. Вороновой. В январе 1854 года подряд на работы по перестройке трапезной принял за 900 рублей крестьянин Ярославского уезда казенной Григорьевской волости Иван Герасимов Журавлёв. В следующем, 1855 году трапезная была завершена. В ней освятили два престола – с правой стороны находился придел во имя Знамения Божией Матери, святителя Иоанна Златоуста и преподобного Макария Желтоводского. С левой стороны – во имя Святителя Николая Чудотворца и святых бессребреников Козьмы и Дамиана. Из числа прихожан работами руководили строители Иван Скорняков и Иван Карамышев, а также церковный староста – купец Павел Андреянов Серебренников. Вероятно, они же были основными жертвователями.

Панорама Углича с колокольни храма. Фото 1930-х гг.В 1868-1881 годах осуществлены наиболее серьёзные работы. Построена новая храмовая часть с главным престолом во имя Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. 20 сентябрхрам был освящён по благословению епископа Ионафана настоятелем Алексеевского монастыря архимандритом Ипполитом в сослужении протоиереев А. Субботина, Пл. Смирнова, священника Предтечевской церкви Ф. Ширяева и настоятеля Сухопрудской церкви Н. Пятницкого.

Летняя церковь была построена «на церковно-кошельковую и жертвованную доброхотными дателями сумму в количестве 25 000 рублей». При этом известно, что большую часть средств на строительство пожертвовал купец 1-й гильдии Михаил Александрович Жаренов, долгое время бывший попечителем и старостой храма. Возможно, одновременно с летней церковью возведена и новая колокольня. Стилистически она очень близка храмовой части.

В результате всех этих работ построен новый большой и внушительный храм. Ещё до освящения, в июне 1881 года, епископ Ионафан оставил восхищённый отзыв: «По наружности это очень, очень красивый пятиглавый храм, вновь отстроенный и могущий с достоинством носить название даже соборной, не только что приходской церкви».

Николосухопрудская церковь была выполнена в стиле эклектики. В её облике гармонично сочетались элементы классического и русско-византийского стилей, придавая оригинальность, благородную изысканность архитектуре. Внутри трапезную украшали росписи угличского живописца Дмитрия Григорьевича Буренина, выполненные в 1865 году. Не менее богато с течением времени был оформлен и летний храм.

Древний Иоанно-Богословский монастырь, а затем приходская церковь размещались на окраине посада при выезде на Московскую дорогу, а потому нередко становились свидетелями важных событий. Так, 27 мая 1606 года при перенесении мощей царевича Димитрия из Углича в Москву здесь была сделана остановка, и происходило первое прощание угличан с царевичем.

10 декабря 1631 года в Углич были доставлены из Москвы священные реликвии, связанные с царевичем, – доска-мощевик, рака и носилы, плащаница, вышитая матерью Димитрия. Процессию со святынями торжественно встретили горожане и собор местного духовенства. По прибытии в город предметы были поставлены на возвышенном берегу Троицкого ручья и перед ними отслужен водосвятный молебен.

В июне 1650 года Углич посетил царь Алексей Михайлович с супругой и сестрами. Он пробыл несколько дней, но останавливался не в городе, а при въезде по Московской дороге – недалеко от Николосухопрудского храма.

Во второй половине XVIII века в церкви служил в сане диакона живописец Сергей Флегонтов. Он оставил по себе память как автор портретов купеческой четы Кочурихиных, выполненных в 1785 году и в настоящее время находящихся в собрании Угличского музея. Сергей Флегонтов также писал иконы для храмов, выполнял росписи. Порой заказы были очень почётными – в 1773 году он принимал участие в поновлении росписей Успенского собора Московского Кремля.

С Николосухопрудской церковью напрямую связано имя купца и благотворителя Михаила Александровича Жаренова. Он в значительной степени построил храм и осуществил немало других важных дел, в течение многих лет избирался на общественные должности в городском управлении, земстве, благотворительных и образовательных учреждениях. М.А. Жаренов скончался 22 октября 1911 года, в ознаменование многочисленных заслуг его похоронили около алтаря храма.

Николосухопрудская церковь была закрыта в 1930 году, а далее последовали разорение и разрушение. Были уничтожены пятиглавие и колокольня, но, к счастью, в значительной степени уцелело изысканное убранство фасадов. Несмотря на многолетние лишения, храм сохранил лепнину, белокаменные карнизы и капители, ярко выделяющиеся среди неприглядного окружения. Храм внушителен и даже без завершения продолжает доминировать над местностью. Да, предки умели строить добротно и красиво... В советское время в церкви размещалась машинно-тракторная станция, а ныне находится Угличский реставрационный участок.

Новость о передаче храма внушает надежду, что он будет возрождён в первоначальном виде, что на смену мастерским придёт благодатная красота церковных служб, а восстановленные главы и колокольня вновь украсят панораму города. Сложно сказать, как сложится дальнейшая судьба Николосухопрудской церкви, удастся ли осуществить дорогостоящую реставрацию, но связанные с ней важные исторические события и прекрасная архитектура достойны лучшей доли и надежды на будущее.

Евгений ЛИУКОНЕН

«Угличанин» №36 (540) от 13.09.2017 года