Церковь Николая Чудотворца на Петухове. Фото В.А. Лопатина, 1888 г.В прошлом всякая местность славилась характерными для неё ремеслами и промыслами. Конечно, такие занятия в основном типичны для городов, но жители сёл и деревень, не получая достаточных доходов от земледелия, порой также занимались ремёслами и достигали значительных успехов. Одной из таких местностей являлась территория Головинского сельского поселения. Многое давно забыто, но даже поверхностный взгляд на занятия жителей тех мест позволяет установить, что в XIX веке там проживало немало талантливых мастеров.

Крестьяне сёл и деревень, ныне входящих в состав Головинского поселения, нередко выполняли сложные и ответственные заказы, работали в нескольких специальностях. Конечно, среди них были кузнецы, плотники, столяры, но были мастера и наиболее элитарных профессий, связанных с художественным творчеством. Особенно славилась в этом отношении деревня Муравьёво.

Известны два иконостасных мастера, происходивших из этой деревни, являвшихся крепостными крестьянами помещика Алексея Петровича Чихачёва. Одним из них был Савва Филиппов Соболев, активная деятельность которого прослеживается по документам в конце 1830-х годов.

5 июня 1839 года по договору с угличским купцом 2-й гильдии Иваном Васильевым Переславцевым он принял заказ на изготовление новых иконостасов с резьбой для Ильинской церкви города Углича. В нижний зимний храм следовало сделать предалтарный иконостас и другой в трапезную. В верхний летний храм – только для трапезной. Прорезные царские врата и два клироса требовалось изготовить по образцу находившихся в тёплом Богоявленском соборе Угличского кремля. Стоимость заказа составляла 635 рублей ассигнациями.

19 июня того же года С.Ф. Соболев принимает заказ от строителя (настоятеля) Николо-Улейминского монастыря иеромонаха Даниила на работы в тёплой Введенской церкви. Мастер должен был вместо обветшавшего иконостаса по данному от строителя рисунку изготовить новый с резьбой и доски для написания икон, переклеить прежние иконы. Эти заказы можно отнести к числу престижных, поскольку речь шла об одной из богатейших городских церквей, славившейся красотой внутреннего убранства, и о древнем почитаемом монастыре.

В следующем, 1840 году С.Ф. Соболев подрядился изготовить иконостасы для двух приделов Успенской церкви села Климатина. Их следовало делать по рисунку, утверждённому архиепископом Евгением и губернским архитектором П.Я. Паньковым. Также требовалось сделать вставку в арку между иконостасами, несколько киотов, клиросы по образцу летней церкви, престол и жертвенник для Покровского придела. Стоимость работы составляла 243 рубля серебром.

Вторым мастером был, вероятно, его родственник – крестьянин Прокопий Гаврилов Соболев. Он в 1838 году по контракту с угличским купцом Александром Григорьевым Ожгихиным и приходскими людьми договорился изготовить новые иконостасы для нижнего тёплого храма Собора Пресвятой Богородицы, а также доски для написания икон, два клироса, престол и жертвенник.

Говоря о деревне Муравьёво, не следует забывать, что она дала Угличскому краю замечательную плеяду мастеров – потомственных живописцев Гусевых. Их имена были известны на протяжении более полутора веков – вплоть до середины ХХ века. Основоположник славной династии Антон Лукич был замечен помещиком и послан для обучения в Москву. Позднее он, его дети и внуки преимущественно работали в сельских храмах Угличского и Мышкинского уездов. Несомненно, ими были выполнены многие десятки заказов, но реально известно немногое. Так, например, крестьянин вотчины госпожи Ушаковой А.Л. Гусев 30 мая 1845 года договорился с церковным старостой села Сергиевского выполнить росписи в алтаре и храмовой части. При этом сбить имевшиеся лепные карнизы, их места заштукатурить, а затем «написать, где следует, лучшей живописной работы на масле клейма» по приложенному списку – всего двадцать два клейма. За работу полагалась плата – 142 рубля 85 и 5/7 копеек серебром.

Его сын Константин Антонович тоже обучался в Москве. Он принимал участие в создании росписей храма Христа Спасителя, также известно несколько работ для церкви села Княжева.

Особенный след в истории Угличского края оставил Александр Константинович Гусев-Муравьевский – поэт, художник, краевед. Его стихи печатались в ряде столичных и местных изданий. В трудные и трагические 20-е годы ХХ века он занимал должности заведующего Угличским краеведческим музеем и архивом. Александру Константиновичу принадлежит заслуга спасения многих старинных документов, художественных произведений из храмов, монастырей, дворянских усадеб. Лучшая часть собрания Угличского музея была сформирована при его непосредственном участии, тяжёлым трудом и неусыпной заботой.

Помимо резчиков и живописцев, были в тех местах и другие мастера, относившиеся к строительным специальностям. Преимущественно мастера-кровельщики. Среди них можно назвать крестьянина всё той же деревни Муравьёво, вотчины лейб-гвардии ротмистра Алексея Петровича Чихачёва – Андрея Афанасьева Тушнова, активно работавшего на многих подрядах в середине XIX века. Так, он периодически – в 1841, 1849, 1858 годах – ремонтировал и красил кровли Спасо-Преображенского и Богоявленского соборов, переделывал крыши, делал вычинку штукатурки, в тёплом храме красил полы охрой на масле. В 1842 году он покрасил крыши и решётки ограды у Петропавловской церкви, за что получил 38 рублей 54 1/4 копейки серебром.

В 1847 году сделал деревянную надстройку с карнизом на Покровской церкви села Василёва, поставил барабаны и главы, крыши и главы обрешётил и покрыл железом. В 1852 году на Успенской церкви города Углича за 70 рублей поправил обветшавшую штукатурку, побелил стены, отремонтировал крыши, загрунтовал и покрасил медянкой с ярью веницейской. В 1857 году установил новый шпиль на колокольню Архангельской церкви села Станы, за что получил 50 рублей серебром.

Ещё одним мастером был крестьянин деревни Василёво, прихода села Мимошня, вотчины коллежского асессора Якова Ивановича Голосова – Кузьма Никонов Захаров. Он в 1809 году ремонтировал крыши на соборе Покровского монастыря, покрыл железом надвратную Никольскую церковь. В 1815 году изготовил новые железные главы и кресты для Николопетуховской церкви, в 1817 году покрыл железом крышу церкви села Знаменского.

Крестьянин деревни Семёнцево, тоже прихода села Мимошня, Михаил Иванов Шляков в 1840-1850-х годах выполнял заказы для Всехсвятской кладбищенской церкви города Углича, храмов сёл Хороброво и Климатино – делал главы и шпили, заменял и ремонтировал крыши. Крестьянин деревни Петряево Григорий Михайлов в 1817 году на вновь выстроенной колокольне Филипповской церкви сделал стропила и железные кровли. Стоимость работы составила 450 рублей.

Так трудились многие безвестные мастера, украшая, строя и ремонтируя храмы. Надо полагать, они выполняли и светские заказы – для дворянских усадеб и купеческих домов. Но сведения о таковых встречаются значительно реже, возможно, из-за того, что частные заказы, в отличие от церковных, не оформлялись документально.

Пока сложно ответить на вопрос, почему деревни в окрестностях села Мимошня дали столько различных мастеров. Возможно, данное обстоятельство объяснялось близостью Покровского монастыря, который всегда был крупных заказчиком строительных и художественных работ, а также тем, что левобережье было краем дворянских усадеб. Многое ушло в прошлое, но важно возвращать память о прежних мастеровых людях и их забытых трудах.

Евгений ЛИУКОНЕН

«Угличанин» №29 (533) от 26.07.2017 года