Спасо-Преображенский собор. Фото В.А. Лопатина. 1888 г.Во всех городах есть наиболее значимые главные достоприме­чательности, которыми принято гордиться, которые непре­менно в первую очередь посещаются туристами. В Угличе среди многочисленных архитектурных и исторических памятников выделяется кремль – территория древней крепости, где распо­ложены такие знаковые для нашего города здания, как Палата дворца удельных князей, церковь царевича Димитрия «на крови» и Спасо-Преображенский собор.

Не только древней исто­рией примечательны эти здания. Церковь царевича Димитрия и Преображенский собор – одни из немногих храмов Углича, которые сохранили внутреннее убранство. В них по-прежнему можно видеть иконостасы и росписи, и они ценны не менее, чем сами здания. Они обладают самостоятельной историей, ко­торая порой плохо изучена, таит множество загадок и перспектив новых открытий.

Входя в Спасо-Преображен­ский собор, мы видим росписи, выполненные в 1810-1811 годах замечательным живописцем Тимофеем Алексеевичем Мед­ведевым, расписавшим десятки храмов многих городов и сёл, чьи известность и признание в конце жизни достигли Петербурга. Истории создания росписей в угличском соборе и хотелось бы коснуться в этой статье, тем более что она рассматривалась лишь выдержками и отрывочными эпизодами.

Спасо-Преображенский со­бор был построен в 1700-1706 годах. Очевидно, вскоре он был расписан. О первых росписях известно немного – сообщается, что это было «стенное писание в клеймах», что оно было по­новлено осенью 1791 года. Но спустя столетие после создания росписи приходят в негодность. По словам одного из документов, «в оной Соборной Церкви от долговременности стенное пись­мо обезобразилось совершенною ветхостью».

Известный благотворитель угличский купец 1-й гильдии Дмитрий Васильев Кожевни­ков, видя плачевное состояние росписей главного городского храма, движимый усердием, в 1806 году жертвует 1000 рублей «на зделание вместо обветшав­шаго новаго стеннаго письма греческаго, которое по самой справедливости для благовид­ности храма усовершенствовать необходимо».

Роспись западной стены «Христос и Закхей»Со временем был найден и мастер – известный иконописец и подрядчик Тимофей Алексеев Медведев, который по догово­ренности с собранием граждан города согласился выполнить работу за 5000 рублей со всеми своими материалами.

Пожертвование было сделано, договоренность достигнута, но дело так и не двигалось с места. Весной 1809 года Д.В. Кожев­ников решает пожертвовать ещё 2000 рублей, но при этом ставит следующие условия: 1) «ежели сего году в начале сей весны приступлено будет к на­писанию со окончанием в два года всего в соборной холодной церкви стеннаго писма лучшим греческим написанием» и 2) если найдутся другие усердствующие граждане, которые по подписке соберут оставшиеся 2000 рублей.

После данного письменного объявления городской голова Афанасий Михайлов Бовыкин 12 апреля 1809 года обращается к горожанам с уведомлением и призывом сделать пожертво­вания: «Господа Купцы, равно посадские и всех состояниев жи­тели, Православные Христиане, имеющие ко Святой Соборной Церкви сыновнее усердие… общественной Святый Храм украшением не остановить, ко­торой во все грядущие времена способствовавших оному не оставит приличным воспоми­нанием».

Далее следуют подписи не­которых горожан: «Усердствую Тихон Ожегов 15 рублев. Жерт­вую Иван Трегубов 25 рублев. Усердствую подать Иван Дми­трев Скорняков 10 рублев…»

Протоиерей собора Николай Фёдоров уведомил о ранее сде­ланных пожертвованиях – в 1801 году по приказанию покой­ного угличского купца Фёдора Григорьева Кочурихина было дано 300 рублей для починки в соборе стенного письма. Купец Иван Степанов Гнидин дал ещё 60 рублей.

Были пожертвования и от дво­рян – городничего и нескольких офицеров – по 5 рублей. Но сумма оставалась недостаточной, и городской голова А.М. Бовы­кин в октябре 1809 года вновь обращается к «обществу купцов и посадских и к почтеннейшему Господ Благородных обществу» с призывом «возобновить и при­весть в приличное достояние» соборный храм.

В результате всех этих мер в наличии оказалась собранная от доброхотных дателей сумма 3700 рублей. Желая восполнить недостаток средств, протоиерей с братией и староста решили выдать из соборной суммы 1300 рублей, которые, очевидно, со­ставляли почти все наличные деньги храма. На это 10 ноября 1809 года было получено раз­решение Ярославской Духовной Консистории, а 22 декабря – от Угличского Духовного Прав­ления.

Когда финансовая сторона вопроса была улажена, в марте 1810 года «Владимирской гу­бернии, Шуйской округи, Его сиятельства Князя Александра Михайловича Голицына села Тейкова крестьянин Тимофей Алексеев Медведев заключил до­говор с градским главою углич­ским купцом Афанасьем Ми­хайловым Бовыкиным и углич­скими купцами Александром Васильевым Кожевниковым, Дмитрием Васильевым Кожев­никовым, Алексеем Козминым Вороновым и Михаилом Ива­новым Зиминым». По договору Т.А. Медведев брал следующее обязательство:

«…в Угличской Соборной Пре­ображения Господня Церкве написать вновь стенное писмо самым лучшим художеством греческаго искусства по из­данному от меня плану с таким расположением:

Во-первых, обив в той Собор­ной Церкве старое стенописа­ние, зделать мне подготовку из собственнаго моего материала…

Во-вторых, изготовя на свой кочт самыя лучшия и прочныя краски с превосходством, а, по крайней мере, не хуже, каковыя употребляемы были на стенопи­сание в угличской Успенской церкве, так же золото червонное перваго номеру шеснатцати тетратное и прочия принадлеж­ности, какия потребны быть имеют к стенописанию и развода краски на воде, начать мне само­му оное стенописание с своими лучшими художниками, имею­щими у себя указные пашпор­ты сего 1810-го года, в течение Маия месеца и окончить оное чрез течение двух лет, то есть сего тысяща восемьсот десятаго и будущаго тысяща восемьсот перваго на десять годов и в про­должении оной работы быть мне Медведеву навсегда неотлучно».

Далее говорилось о содержании росписей, количестве клейм, денежных выплатах и ответ­ственности за качество работы, которая и была завершена в срок – 18 октября 1811 года, о чём со­общается в храмовой летописи.

Как известно, важная часть биографии Тимофея Алексее­вича Медведева была связана с Угличем: здесь он женился вторым браком, здесь длительное время проживала его семья, рож­дались дети. Первой известной его работой в Угличе является роспись церкви Петра и Павла, осуществленная в 1802-1803 годах, далее последовали Успен­ская церковь и Преображенский собор. Также известно о написа­нии икон в 1812 и 1813 годах для церквей царевича Димитрия «на поле» и Филипповской.

Параллельно с этими работами и далее выполняются много­численные заказы в Ярославле, Ростове, посаде Большие Соли, Мышкине и многих других ме­стах. Завершением творческой биографии стали работы в пе­тербургских храмах Смольного монастыря и лейб-гвардии Из­майловского полка, в которых он и трудился до кончины в 1835 году.

Немногое из творческого на­следия Тимофея Медведева, его братьев Епифана и Василия сохранилось до настоящего вре­мени. Жестокие вихри ХХ века уничтожили и храмы, и вели­колепные росписи – в лучшем случае остались лишь упомина­ния и старинные фотографии. В настоящее время наиболее известными и хорошо сохра­нившимися работами Тимофея Медведева, очевидно, являются росписи Спасо-Преображенско­го собора Углича и Успенского собора Мышкина (1829-1832). Прославленный мастер внёс свой весомый вклад в культурное достояние двух городов.

Евгений ЛИУКОНЕН

«Угличанин» №45 (498) от 16.11.2016 года