И тогда создал Евгений «Кашалота»Начался туристический сезон для всех угличан, которые стремятся летом путешествовать, выбирая активные виды туризма, в которых много трудностей и романтики. Очень известный в Угличе заядлый турист с большим стажем Евгений Новиков всю жизнь путешествует с единомышленниками или на яхте (сделанной всегда собственными руками), или на байдарке, или на велосипеде. На этот раз он собирается спустить на воду новое своё произведение (по-другому не скажешь) – большую яхту, которую Евгений Михайлович конструировал сам многие годы, начав строительство судна ещё в девяностых годах. Но мечта всегда когда-нибудь сбывается, если ты полон решимости её осуществить.

Чтобы увидеть самодельное парусное судно, мы приехали в деревню Потопчино, где живёт увлечённый яхтсмен-конструктор. Хозяин провёл нас в ангар, где и находится его детище, теперь уже практически готовое к спуску на воду.

Евгений Михайлович с удовольствием водил нас по своей новенькой яхте и рассказывал историю этого серьёзного большого строительства, растянувшегося на два десятилетия:

– Самодельные яхты были у меня и раньше. Например, «Бриз», на котором мы немало попутешествовали. Но в какой-то момент это судно показалось маловато, и я решил сделать новую яхту. С материалами, конечно, в девяностых годах было сложно. Поэтому стал искать для судна готовый корпус. В поисках наткнулся в Калязине на рыболовецкий траулер. Смотрю, брошен, никому не нужен. Договорились с директором – он продал. Вытащили двумя тракторами на сушу, проверили. Потом снова на воду спустили. Прицепили к «Бризу». Включаю мотор, а ничего не двигается – слишком тяжёл был груз. Но потом потихоньку раскочегарили. Идём в сторону Углича. Без приключения не обошлось – подходим к берегу, останавливаемся, а прицепленный тяжёлый корпус летит по инерции на яхту. Еле-еле от него отрулил, а он вылетел на берег практически наполовину. Утром пришлось его откапывать, а потом с мужиками сталкивать в воду.

Парусники когда-то придавали Угличу особый колоритВ Угличе проверили, загнали в цех Гидропроекта, где я тогда работал, заварили все проблемные места. Привезли сюда, в Потопчино. Заниматься стал строительством потихоньку. Помогали ребята из Сергиева Посада, тоже яхстмены. Делали, как могли, не торопясь, поскольку и материал сложно было находить, и время нужно было выкраивать.

Надо сказать, яхта у Евгения Михайловича получилась добротная и большая. Есть и удобная рубка капитана со штурвалом, рядом камбуз с газовой плитой. Гальюн тоже не забыл устроить. Много спальных мест для пассажиров. Вместительный трюм будет заполнен чушками из бетонных кубиков – это и станет балластом. Осадка у нового судна маленькая, поэтому к берегу можно будет подходить без проблем. Евгений Михайлович, смеётся, что поддался гигантомании.

– Раньше довольствовались малым, – вспоминается инженер-конструктор. – В «Бризе» каким-то чудом помещалось шесть человек. Ставили мотор «Ветерок» и шли в экономическом режиме. Ходили до Твери, Пошехонья. Тогда, надо сказать, парусный флот был хороший. Заходишь в Брейтово, а там лес мачт. Самодельных было много. У каждого своя новая идея. Заскочили как-то туда. Всех удивило, что на маленькой яхте столько людей. Спрашивают: «Откуда вы идёте?» Говорим: «С копринских островов». «Там же шторм!» «Ничего, идём…»

Парусными суднами Евгений Новиков «заболел» ещё в детстве и начал ими серьёзно увлекаться.

В Каменном ручье всегда стояло много лодок– Лодок, и парусных в том числе, в шестидесятые годы в Угличе было много, – вспоминает он, – жили ведь на Волге. Как писал Николай Александрович Пальников в журнал «Катера и яхты», «как казак без лошади, так угличанин без лодки». Во всех ручьях тогда лодки стояли. Мальчишки в них забирались и с них ныряли. Парусное движение было развито. Тогда братья Матвеевы строили, Сергей Михайлович Горшков. Было много самоделок, все конструировали. Помню, сами мы сделали первое судно – конструкция катамаран. Сшили чехол и набили надувными камерами от мячей, набираешь, сколько надо по длине, а потом накачиваешь мячи. Компактно складывалось. Мы путешествовали и на такой штуке. И пытались на неё даже мотор ставить и парус. Долго она мне прослужила, и сейчас «шкура» до сих пор на чердаке хранится.

Был ещё такой вариант мной сконструирован: рама от велосипеда с двигателем Д4, колесо внизу в воде, у него вместо спиц плицы (пластины). Крепится на катамаране. Двигатель заводишь и едешь, а когда у тебя недостаточно воды, то эта конструкция сама катится по перекату. Так я ездил по речке Кашинке в Кашине.

Возле парусника стоит брат Евгения – ВладимирСвою яхту «Бриз» Новиков тоже переделывал много раз. Евгений Михайлович делился своими рационализаторскими идеями в «Катерах и яхтах». О нём знали и даже звали консультировать на рыбинскую судоверфь, которая производила катера. Он ездил туда и советовал, как переделать, например, адмиралтейский катер. Но в девяностые линия с катерами была законсервирована. Всё было брошено.

Вообще Евгений Новиков, поскольку, как говорят, и с головой, и с руками, многое делает сам. Дом в деревне построил, осушил болото вокруг, свалку убрал, посадил много деревьев. Потом и баню сделал с котлом собственной конструкции. Но сидеть в деревне на печке Евгений Михайлович не может – тяга к путешествиям зовёт в очередной поход. Практически всегда с ним отправляется супруга Любовь Семёновна. Он и его друзья – настоящие туристы. Любят путешествовать не только на яхте, но и на байдарках. Раньше брали с собой детей, а сейчас – внуков. Ходили хорошей компанией по всем близлежащим рекам, не раз по Плещееву озеру, ходили и по речке Мологе, и по её притокам. Ездили и в отдалённые места, куда надо было добираться на поезде. Однажды, вспоминает, поехали на север, в вологодские места, как раз когда была Олимпиада, лето восьмидесятого года.

В этом году Евгений открыл сезон с Плещеева озера, а потом сплавлялся по Нерли– Приехали на вокзал в Ярославле, а поезда отменили, – рассказывает заядлый турист. – Движение прекращено. Сидим на перроне. Подходит почтово-пассажирский поезд. Пробрались к машинисту, и он согласился нас взять со всем скарбом. Поезд ехал медленно – у каждой станции стоит полдня. А потом чувствую, что вроде уже близко к нужному нам месту: мы должны были сплавиться по Кубене. Спрашиваем машиниста: «А вы на этой станции остановитесь?» «Нет», – говорит. А что делать? Давай карту смотреть. Определили, где поближе сойти. Кое-как потом на лесовозе добрались до места сплава.

Под Угличем есть байдарочный маршрут «вкруговую», с которого раньше часто начинали туристский сезон: по Улейме, потом по Юхоти, потом по Волге против течения идут домой. Всегда была договорённость, кто чем занимается. Был завхоз, который рассчитывал рацион, прикидывал, сколько продуктов взять с собой. В их команде им всегда был Евгений Шорин, но недавно его не стало.

В этом году со спаянной годами командой открывали сезон в апреле. Начали с Плещеева озера. Потом сплавлялись несколько дней по Нерли и дошли до Поречья.

.................................................................................................................................................................................................................................................................................

К изобретательству и путешествиям у Евгения Новикова всегда была тяга. На велосипеде-тандеме собственной конструкции много путешествовал с Романом Пикулиным и братом Владимиром. Ездили по просёлкам, по заброшенным дорогам, пробирались по линиям узкоколеек. Он и тут мудрил и хотел сконструировать велосипед, который мог бы ехать по рельсам. Но так потом эту идею забросил, поскольку со временем не стало узкоколеек.

.................................................................................................................................................................................................................................................................................

С дочерью Ольгой в деревне Потопчино, где создавался «Кашалот»В походах сейчас, как говорит Евгений Михайлович, возникают проблемы, о которых раньше и не подозревали, что так может быть.

– Идём на яхте в верхнем бьефе, останавливались у берега, где хотели, – говорит он с возмущением о новых временах. – Подчаливаем, как всегда, и видим – по берегу колючая проволока. Получается, частная территория. Прибегает охранник: мол, останавливаться здесь нельзя. «Платите деньги, – говорит, – у нас тут туалеты, мешки для мусора…» Еле договорились с ним на безвозмездной основе переночевать. Так до Калязина тоже всё частное. Нигде не причалишь. На байдарках те же проблемы. В Рыбинском водохранилище тоже. Раньше было намного проще, а сейчас проблемы со стоянками.

Другая проблема, о которой Евгений Новиков с грустью говорит, – экологическая.

– Раньше мы в походах всё обустраивали. Порой даже избушки, стоянки с печками из камней. Их ведь с собой нужно было притащить. Сами старались. Потом другие туристы приходили, восхищались, старались сами что-нибудь сделать. Народ сейчас изменился. Если стоянка, на которую можно проехать, то всё – там стоять невозможно: всё загажено, мусор, бутылки, пакеты… Вставать туда нельзя. Но приходится. И каждая стоянка начинается с уборки. Потом костёр. Сжигаем весь хлам. Однажды шли по Медведице, приходим – изумительный бор. А там кругом всё загажено. «Мы с руками, давайте убирать», – говорю. За нами шла группа. Потом они нас догнали, на другой стоянке. И стояли вместе. Сразу видно, говорят, что байдарочники стояли, мол, порядок, чисто, поленья нарублены и аккуратно сложены.

На стоянке в Угличском водохранилище с женой Любой, дочерью Ольгой и её подружкой КатейНе хотят сейчас беречь природу. Помню, байдарочники спросили меня про стоянку в верховье Улеймы. А я там знал отличную поляну. Приехал проверить, смотрю: вся завалена мусором. Приезжают и сгружают его там. Решил поляну очистить. Мусор сжёг, стекло закопал. А летом прихожу – опять засыпано мусором.

Затронули мы в разговоре и тему активного туризма на воде в целом.

– О каком развитии можно говорить?! – эмоционально реагирует Новиков. – Туристы, занимающиеся водным туризмом, не знают, где в Угличе пришвартоваться. Маленьким яхтам причал не нужен, только для килёвки, но и этой возможности нет. Удивляюсь, почему не разрешить малым яхтам заходить в Каменный ручей. Раньше там весь угличский малый флот стоял. Для больших шикарных яхт причал есть у гостиницы «Москва», но он в Угличе не оборудован. Сходней нет. Чтобы парусные яхты заходили в Углич, нужно создать соответствующие условия, а без них все пройдут мимо. Обращался с этим вопросом в городскую администрацию, но пока ничего не добился.

Евгений Новиков очень хорошо понимает, что нужно таким туристам-яхтсменам, как он сам. И они, кстати сказать, причалив в Угличе, не только оставят здесь часть денег, как любые другие туристы, они ведь ещё придадут угличскому пейзажу особый колорит. Видите, как на фотографиях Виктора Колыхалова смотрится малый парусный флот на нашей Волге – глаз не оторвёшь. Конечно, это уже прошлое, но и сейчас много любителей походить под парусом. Будем ждать, когда капитан и конструктор Новиков спустит на воду своё новое парусное судно под названием «Кашалот» и пойдёт на нём с ветерком, куда волжская душа позовёт.

Алексей СУСЛОВ

Фото автора, Ивана БИЗИНА и из архива Евгения НОВИКОВА

«Угличанин» №23 (629) от 12.06.2019 года