Виктор Ерохин – заслуженный работник культуры РФ. 25 марта – День работников культурыБольшой и хороший человек Виктор Иванович Ерохин. С ним интересно всегда! Прочитал я о том, что в день юбилея ему на голову возложили лавровый венок, и рассмеялся: да, должно быть в каждом старом городе бывают такие случаи признания «патрицианства»…

Что к этому добавить? То, что такие люди в каждом городе по-своему единственны. Но! Но добавить-то как раз и есть чего. То, что всеобщее признание им, может быть, приносят не только высокая информированность и такая же увлечённость своим делом, но и удивительная незлобивость, которая свойственна немногим. Неистребимая доброжелательность таких людей способна удивлять и радовать, она тоже дар Божий, который по-своему драгоценен.

…А вот с Петром Вайлем я не вполне согласен. Многое (почти всё) в его суждениях признаю за бесспорную истину, а о гении места не согласен. В чём несогласие? А для меня Гений Места не персонифицируется в одном человеке, это явление глубже и всечеловечней. А один замечательный человек – это посланец (доверенное лицо!) Гения Места, или некий «лозоходец», безошибочно чувствующий главные точки очарования либо кремля, либо главной площади, либо всего города. То есть это Человек с ключами от города. (Но, может быть, мы с Вайлем говорим об одном и том же?)

Ах, мир краеведения позволяет узнать человека, работающего в нём, может быть, и особо полно. А порой и удивить способен. Что говорить, даже в этом круге людей весьма и весьма родинолюбивых и весьма уважительных друг к другу, иногда возникают столь яркие разномыслия, что они разводят хороших людей врозь. И порой на долгое время… А вот у Ерохина такое, кажется, никогда не проявлялось. Мягкая, необостряемая тактичность в подаче своей точки зрения меня всегда удивляла и будила во мне вполне добрую, но явную зависть. Я так не умею, я и всерьёз «размолвиться» могу…

А одновременно и совсем рядом с этим качеством угличанина есть и другое, весьма важное – это обязательность. Меня оно часто радовало: данное слово, высказанное обещание всегда исполнялись нерушимо. А ведь в кругу творческих людей это, увы, не всегда бывает. Наобещать, насулить – это посильно, а вот выполнить – это уж совсем другая способность нужна.

Отрадна для меня и способность Виктора Ивановича помогать друзьям. Вот в наших мышкинских краеведческих делах это всегда проявлялось ярко и убедительно. Какое бы начинание мы ни предпринимали, на содействие Ерохина можно было рассчитывать. И даже в самых, казалось бы, невеликих трудах. Так бывало, мы начали конференционную работу в самом дальнем селе района, в Богородском, где дотоле ничего подобного не бывало. И состав участников в той стороне, конечно, весьма скромен (там пышных лавров не пожнёшь). Но Виктор Иванович каждый раз приезжал к нам из Углича и с нами отправлялся на самый край района…

Экспедиция 2018 года к камню «Яшкина печь» в районе с. ЗаозерьяВот уж тут, коль речь зашла о расстояниях, впору вспомнить странствия на Мологу. Тут в целодневном пути по болотам, кочкарнику, топям и коряжнику он удивил нас неутомимостью, лёгкостью на ногу. А при долгожданной ночёвке в торфяной западине весёлым «священнодействием» у костра, командованием заповедной, непременной бутылкой коньячка. Сохранённой даже в нехороший момент, когда угличанин провалился в хлябь угрюмой «речки троллей», мрачно текущей в какой-то свой странный таинственный путь.

Но возвратимся к затронутому вопросу эрудиции. Да, она и есть обязательный багаж таких людей, но она, к сожалению, бывает способна и отягчать восприятие мира, и обескрыливать разум, превращаясь в неусыпно сохраняемую коллекцию догм. Но, слава Богу, такие люди, как Ерохин, для этой беды, видимо, недосягаемы. Их знания не мёртворожденны, а обретены размышлением, внимательным всматриванием в былое. И второй по важности вопрос истории (КАК было?) для них остаётся непременно существующим и тревожащим воображение.

Вот и древние камни их воображение тоже тревожат. Кстати, что есть камень? А это почти бессмертный посланец из земной изначальности. Для этих неповоротливых увальней века что минуты, а годы как пылинки. Как пылинки в солнечном луче. Что для них столетия? Разве лишайника на их несокрушимых теменях на кроху прибавят… Чай, много всего повидали, много всего знают. Как бы это у них выведать? Когда-то, ещё в пятидесятые годы, этим занимался первый всероссийски известный камневед Ильин, а теперь вот в эту «каменную» историю пришёл Ерохин. Он положил эту «каменную летопись» на страницы книг, и за уникальные камни как-то спокойней стало, ведь даже если человечья глупость их уничтожит, то в книгах-то они уцелеют для русской науки…

Конечно, ерохинская «охота за камнями» – дело не только увлекательное, но зачастую и печальное. Да, печальное, потому что у камней немало врагов, которым удалось-таки часть этих вековечных молчунов сгубить. И сгибли могучие странники во времени… Их либо забирали для фундаментных работ, либо взрывали на щебень, либо просто закапывали в землю, чтобы не мешали новым затеям людей. Например, так и случилось с известным «Касьяновым камнем», на котором любил отдыхать преподобный Кассиан на своём долгом пути из Учмы в Углич, к преподобному Паисию. Пропал громадный «камушек», совсем пропал…

А порой камни и сами прячутся. (Может, от глупых людей спасаются?) Так Виктор Иванович интересовался камнем«скобелем», когда-то стоявшим у истока Сутки. Да вот камень как в воду канул! А точнее, канул в болото. Уверяют, что барыня из сельца Таралыкова послала мужиков с лошадьми стронуть его с места и притащить к ней в парк. Стронуть-то стронули, да тут же и утопили в болотной хляби. Но для Ерохина и устная память тоже пригодиться может. Уж искать так искать, всё искать, вплоть до шаткой словесной памяти!

А иной раз поиски дают результат неожиданный. Вот заинтересовался угличский искатель целым комплексом древних священных камней, что обретались на Юхоти недалеко от деревни Могилицы. Как, мол, они себе живут? И мы ему ответили: хорошо себя чувствуют! В музее живут!

– Как в музее? В каком?

Господи, конечно, в нашем мышкинском Народном музее. Там, где камни долгие годы лежали, началось строительство. И их, бедных, обидели: одного в сторону отпихнули, другого на бок повалили, а третьего в землю «похоронили». А уж теперь-то они живут благостно и безопасно. Так же как и священный камень с погоста Рудина Слободка. Но все они на учёте у их «поверенного в отношениях с людьми» В.И. Ерохина.

А есть у нашего доброго друга и ещё одна сторона краеведческой жизни, которая близка и понятна немногим. (Правда, сейчас у него появилось немало последователей, но все они – это уже «послеерохинская» поросль). Я имею в виду большую и печальную тему городов под водой. Книги Виктора Ивановича для многих открыли эту трагическую главу нашей истории. Об отдельных таких местах и раньше писали, а о Мологе даже и очень много… Но уже нужен был более масштабный подход к явлению, надо было поднять тему в гораздо большей широте и многоликости. Вот это он и сделал. И этим не только хорошо послужил русской исторической науке, но и содержательно сказал ещё об одной значимости великого понятия ГОРОД, остающегося живым даже после погибели самого его носителя.

Тема ведь такая до дна никогда не вычерпается; человек – это ценность не «архивная», а живая. А в живой душе человеческой всегда прекрасно звучит такая непростая и согласная с миром музыка, что её слушать не переслушать. Что ж, поживём и послушаем…

Владимир ГРЕЧУХИН, г. Мышкин

«Угличанин» №11 (617) от 20.03.2019 года