Полярник Иван КопусовВ 2019 году исполняется 85 лет с момента спасения челюскинской экспедиции. Освещение прессой жизни на льдине лагеря Шмидта в 30-е годы ХХ века кто-то даже смело назвал предтечей современных реалити-шоу. Между тем эти люди выполняли серьёзную государственную задачу: энтузиастам-полярникам предстояло доказать всему миру, что по Северному морскому пути на Дальний Восток могут идти караваны судов. Но этот путь надо было прорубить во льдах и оснастить метео- и радиостанциями, портами и населёнными пунктами.

Напомню читателям, что 21 февраля текущего года в газете «Угличанин» (№ 7(160) была напечатана моя статья «В экипаже «Челюскина» был угличанин». В ней рассказывалось о жизни и деятельности нашего земляка из деревни Подол на Волге, родившегося в 1904 году, – Ивана Алексеевича Копусова. (Левобережье Угличского района, бывший колхоз «Ударник» (д. Шубино). В настоящее время это место относится к Отрадновскому сельскому поселению). Он был одним из первых комсомольцев, участвовал в революционных событиях в Петрограде, подавлении кронштадского мятежа, создании и работе первых комсомольских организаций. В 1930 году участвует в создании и организации института Арктики в Ленинграде. Принимал участие в полярных экспедициях – сначала на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков» в 1932 году, а потом на пароходе «Челюскин» в 1933-1934 годах.

В статье не было указано, кем он был в этих экспедициях, какова его заслуга перед партией и правительством. За последние шесть месяцев мне удалось найти множество ценного материала о жизни и деятельности нашего земляка, а главное – его портрет кисти художника Василия Свароги.

Так вот, Иван Копусов был заместителем начальника экспедиции, профессора О.Ю. Шмидта, по хозяйственной части и организаторской работе. Его заслуга в снабженческой составляющей. Именно он был ответственным за топливо, продовольствие, снаряжение людей тёплой одеждой, технической аппаратурой, палатками и прочим.

........................................................................................................................................................................................................................

Рискованное плаванье на не приспособленном для арктических льдов пароходе сделало много в освоении Северного морского пути. Вслед за «Челюскиным» прошло уже несчётное количество судов, а береговая линия Северного Ледовитого океана обросла портами и научными станциями.

........................................................................................................................................................................................................................

В первой экспедиции он взял с собой много брезента, парусины, казалось бы, совсем не нужных на современном пароходе. Но пароход «А. Сибиряков» в конце плавания попал в аварию – оторвало гребной винт, и он оказался недвижимым, и его стало затирать льдами. Благодаря Копусову были сшиты паруса, и пароход под ними смог выбраться из полярных вод в Берингов пролив. Огромна его роль в сплочении людей в тяжёлых полярных условиях. В экспедиции «Челюскина» перед гибелью парохода именно ему было поручено составить план эвакуации полярников на льдину. Этот план был выполнен – каждый участник экспедиции в критический момент знал, что ему делать, что выгружать. А потом под его руководством в 40-градусный мороз сначала были поставлены палатки, а потом за короткий срок построены настоящие деревянные бараки, амбулатория для врача, кухня, пекарня, заработала радиостанция. Запасливый Копусов имел на «Челюскине» не только строительный материал, но и бригаду опытных строителей.

Большая его роль в организации работ по строительству и расчистке аэродромов бригадным методом. Вручную – кирками и лопатами – за два месяца было построено 15 небольших аэродромов для того, чтобы полярные лётчики смогли прилететь и вывезти челюскинцев на сушу.

И.А. Копусов был и специальным корреспондентом газеты «Правда», он должен был освещать события в лагере Шмидта. Задание главной газеты страны он выполнил. Его короткие сообщения в виде радиограмм публиковались ежедневно. Вся страна следила по ним за своими героями в течение двух месяцев нахождения на льдине, о том, как проходило спасение челюскинцев лётчиками, а потом об их жизни на Чукотке.

Его заслуга ещё в том, что он организовывал выпуск стенгазеты в лагере Шмидта, которая называлась «Не сдадимся», а потом заставил написать своих друзей и соратников воспоминания о челюскинской эпопее. Они охотно согласились. Самым главным дефицитом среди полярников тогда были карандаши и бумага. Челюскинцы, спасённые и перевезённые на сушу, старались писать о своей жизни во время короткого отдыха на Чукотке, а также в поезде при следовании в Москву.

В результате была создана замечательная книга «Поход «Челюскина» в двух томах, с рисунками художника Ф.П. Решетникова, фотографиями П. Новицкого, акварелями художника В.С. Свароги. Она вышла в издательстве «Правда» уже в 1934 году. Это был своеобразный социалистический литературный феномен, простые люди писали о своей жизни в экспедиции как об обыденных делах, а получилось, что они написали о своем подвиге. Копусов написал несколько больших повествований в качестве заместителя начальника экспедиции, одна из них называлась «Тихая гавань» – это своеобразная автобиография нашего героя. В то же время многие страницы воспоминаний челюскинцев посвящены деятельности Вани Копусова. Так они с любовью, по-простому, звали своего товарища, организатора всех работ, а было нашему земляку в ту пору всего 29 лет.

........................................................................................................................................................................................................................

Пароход «Челюскин» за четыре месяца благополучно прошёл 3/4 пути, преодолев Баренцево море, Карское море, море Лаптевых и Восточно-Сибирское море, но в Чукотском потерпел крушение.

........................................................................................................................................................................................................................

За участие в экспедиции на «Александре Сибирякове» И.А. Копусов был награждён орденом Трудового Красного Знамени, а за свою героическую деятельность на льдине в лагере Шмидта – орденом Красной Звезды.

После окончания экспедиции на «Челюскине» он работал в газете «Правда», а потом его снова потянуло на Север – он участвовал в работе полярных станций, а именно – в «Бухте Тихая» на островах Франца Иосифа, которая существовала до 1957 года.

Известно, что в конце 30-х годов он приезжал на родину, выступал перед колхозниками в деревнях Большое Лисицыно, Яковлевское, Ложкино, Баренцево, Горках и других – рассказывал о героях-полярниках, лётчиках, первых Героях Советского Союза. Как отмечала районная газета (в ту пору «Коллективный труд»), это было выдающимся событием в жизни Угличского района.

В заключение необходимо сказать, что к 85-летию подвига челюскинцев об Иване Алексеевиче Копусове будет издана книга с фотографиями и рисунками. На IX краеведческой конференции в сентябре этого года в рамках фестиваля «По вехам истории» мною сделан доклад «И.А. Копузов – участник полярных экспедиций 1932-34 гг.».

Валерий КУРОЧКИН

«Угличанин» №43 (598) от 31.10.2018 года