Волга-матьДвоюродный брат моего пра­прадеда, Николай Васильевич Донских, родился в 1905 году и был известным художником-архитектором, монументали­стом, членом Союза худож­ников СССР. По его проекту в 1950 году было выполнено оформление могилы И.В. Ми­чурина, великого садовода города Козлова (ныне Мичу­ринска), там жили и живут по сей день наши родственники. Мои прадедушка и праба­бушка были лично знакомы с Мичуриным, так как он лечил травами. Позже они даже под­ружились. До сих пор в саду прадеда растут яблони, пода­ренные Мичуриным.

Самым же известным его тво­рением стал монумент «Волга-мать». Он стоит с 1953 года на песчаной косе на входе в шлюзы со стороны Рыбинского водохранилища. Волга – круп­нейшая река Европы. Её длина 3690 километров. В её бассейне проживает около четверти все­го населения нашей страны, в том числе и мы. И я горжусь, что архитектором памятника Волге является мой родствен­ник. Скульпторы – Сергей Дмитриевич Шапошников и Вера Малашкина. Вера по­зировала мужу. Но однажды она заболела, и Шапошников попросил заменить её писа­тельницу Веру Шапошникову, пришедшую в это время в его мастерскую. Вера Шапош­никова, работавшая тогда в «Литературной газете», интере­совалась созданием памятника и часто бывала у скульпторов. Чтобы позировать, она наряди­лась в сарафан, взятый у одной из знакомых, танцевавших в ансамбле «Берёзка». И не раз с тех пор, забравшись на помост, стояла со вскинутой рукой.

«Волга-мать» – это живая душа реки, вставшая у просто­ров рукотворного моря. Своей рукой она как бы провожала идущие от Москвы и Ленин­града по Мариинской системе суда, служила им маяком, и широта этого жеста, его вели­чавость, уверенность и благо­родство передавали характер живого образа, убедительного, полного энергии и внутренней раскованной силы. Ветер как бы подхватил тяжёлые склад­ки широкого сарафана, и они, бетонные, словно колыхались, отклоняясь в сторону, отлетали от его порывов и косы «Волги». На уровне коленей в свободном и стремительном полёте парит чайка. В левой, опущенной руке «Волги» свиток чертежей создателей Волгостроя. На по­стаменте – рельефы колосьев и листьев дуба – сила и мирный труд, с лентами, молотом и серпом, эмблемой Советского государства, и программные ленинские слова «Коммунизм – это есть Советская власть плюс электрификация всей страны».

Это один из самых круп­ных памятников Рыбинска. Его высота 28 метров, высота постамента 12 метров. По­стамент построен из гранита, а скульптура выполнена из железобетона. Сначала его хотели установить на окру­глой площадке перед средней шлюзовой башней со стороны водохранилища.

С возведением этого монумен­та связана интересная история. В начале 40-х годов XX века, чтобы увековечить в памяти народной подвиг советского народа по строительству Ры­бинской ГЭС и Рыбинского водохранилища (большинство строителей были узниками ГУЛАГа), было решено около шлюзов поставить памятник. На этом месте планировалось установить монументальную композицию Веры Мухиной «Рабочий и колхозница». Сей­час, наверное, никто даже не может представить себе, что этот памятник мог встречать заходящие в Рыбинск корабли.

В 1939 году в газете «Большая Волга» опубликовали эскиз ГЭС с «Рабочим и колхозни­цей». Пока на Рыбинском гидроузле не были завершены все строительные работы, мо­нумент на временном поста­менте установили в Москве, возле ВДНХ. Но по заверше­нии всех строительных работ на гидроэлектростанции было решено возводить новый па­мятник. Это должна была быть женщина, олицетворяющая Родину с её силой и мощью и мужчина-чекист, охраняющий её счастье. Но, несмотря на это, в итоге монумент получил то воплощение, которое мы видим сегодня.

Лучше всего смотреть на мо­нумент «Волга-мать» с воды, с корабля. Летом 2016 года мы с родителями пытались под­плыть к этому памятнику как можно ближе, чтобы сделать несколько снимков для участия в конкурсе, но из-за предохра­нительной сетки в воде это не удалось.

Анна ГРЕЧИШКИНА, обучающаяся клуба «Алатырь» Дома детского творчества

«Угличанин» №21 (525) от 31.05.2017 года