18.01.2017 12:34
К сожалению, в сегодняшних школах не часто встретишь мужчин-педагогов, однако в преподавании такой дисциплины, как «технология» (раньше это называлось «труд»), без них просто не обойтись. Кто, как не представитель сильного пола, сделает из подростков настоящих мужчин, способных, как говорится, забить дома гвоздь, воспитает в них соответствующие качества, станет для ребят образцом и достойным примером. В СОШ № 6 города Углича с этой задачей отлично справляется учитель Сергей Толстов. Год назад он снял полицейские погоны и встал к школьной доске, и признаётся, что работа ему в удовольствие.
Ещё до армии Сергей Геннадьевич окончил профтехучилище по специальности «слесарь-сборщик летательных аппаратов» и успел немного поработать на заводе по ремонту авиационных двигателей. После службы в трудные 90-е годы отправился на заработки в Москву. Пошёл на стройку столяром- плотником. За два года Сергей Толстов получил высший шестой разряд и был назначен мастером производственного обучения, обучал в ПТУ молодых ребят столярному делу, которое очень увлекло и его самого.
– Мы изготавливали разные вещи – от оконных и дверных блоков до ульев, – вспоминает он. – Правда, творчества было немного, в основном работали по проектам.
В 1996 году Сергею Геннадьевичу по семейным обстоятельствам пришлось переехать в Углич, где он практически сразу поступил на службу в органы внутренних дел. Ситуация в стране на тот момент была всё ещё тяжёлая, а в милиции была более-менее стабильная заработная плата. Сергей Толстов начал с сотрудника патрульно-постовой службы в звании сержанта. Параллельно он поступил в Московский университет МВД России, где получил высшее юридическое образование. За девятнадцать лет службы Сергей Геннадьевич сменил несколько должностей. Был помощником участкового, участковым уполномоченным, старшим инспектором охраны общественного порядка, заместителем начальника отдела участковых уполномоченных милиции. Последние пять лет он работал в должности начальника отдела участковых уполномоченных полиции и подразделения по делам несовершеннолетних, после чего ушёл на пенсию по выслуге лет в звании майора полиции.
– Работа в полиции – это очень тяжёлый труд, – признаётся Сергей Толстов. – Можно сказать, ты всецело отдаёшь ей себя. При этом практически забываешь о семье, про выходные и праздники, когда необходим особо жёсткий контроль со стороны правоохранительных органов в плане обеспечения общественного порядка. Рабочий день не нормирован, в любой момент могут вызвать на службу и всегда надо быть к этому готовым. У меня до сих пор сохранилась привычка постоянно держать телефон рядом с собой.
При этом не стоит забывать о том, что работа в полиции – это также опасность и, конечно, ответственность, которой тем больше, чем выше должность, ведь тогда уже приходится отвечать не только за себя, но и за своих подчинённых. А их у Сергея Геннадьевича было 23 человека – офицеры в звании от лейтенанта до майора.
Такая напряжённая работа не могла не сказаться на здоровье угличанина, так что он решил заняться чем-то более спокойным, но при этом продуктивным, так как сам по себе он человек активный и на месте сидеть не привык. Тут-то Сергей Толстов вспомнил своё рабочее прошлое в строительной организации, как он преподавал в московском ПТУ, и понял, что может и хочет передать накопленный опыт подрастающему поколению угличских мальчишек, ведь это так пригодится им в жизни.
Сегодня Сергей Геннадьевич – учитель технологии мальчиков в школе № 6 в 5-8 классах и получает огромное удовольствие от того, чем занимается.
– С детьми настолько приятно работать, – говорит педагог. – Вот к тебе приходит этот маленький человечек, который ничего ещё не умеет делать, не знает, с какой стороны взяться за инструмент, а через год-два ты видишь прогресс, то есть ты его уже чему-то обучил. И это для меня настоящая радость.
По словам Сергея Толстова, в последнее время ручной труд в нашем обществе отошёл на второй план и сейчас у нас переизбыток юристов, экономистов, финансистов. Людей же рабочих профессий довольно мало. Так что он, как учитель, преследует сразу две важные, по его мнению, цели: обучает детей труду и раскрывает перед ними весь спектр рабочих профессий, с которыми можно познакомить мальчишек в условиях школы. На уроках ребята занимаются столярным делом, в некоторой степени металлом, учатся работать с композиционными материалами – ДСП, ДВП, поликарбонатом и другими, обучаются навыкам работы с разными видами инструментов и оборудования. Всё начинается с изготовления самых элементарных вещей, постепенно изделия усложняются. С первого раза что-то может и не получиться. В этом случае Сергей Геннадьевич спешит успокоить учеников: «Пробуй ещё и ещё и обязательно добьёшься положительного результата». Когда ребёнок видит изделие, сделанное своими руками, он начинает верить в свои силы, появляется уверенность в себе, а это особенно важно для детей с затруднённым процессом восприятия, с которыми педагог тоже работает. Как он отмечает, в процессе трудовой деятельности у ребёнка формируются такие личностные качества, как терпение, старание, трудолюбие, дисциплинированность, да и вообще она благотворно влияет на развитие школьников.
На уроках мальчишки забрасывают Сергея Геннадьевича многочисленными «Как?», «Зачем?», «Почему?», «Для чего?», и ни один вопрос учитель не оставляет без ответа, каждому уделит внимание, для ребят это важно. Они уважают строгого, но справедливого педагога, с ним им интересно, так что они с удовольствием бегут к нему на занятия.
– Мы увлекаем детей ещё и тем, что отдельные выполненные ими изделия они могут брать домой, – поясняет преподаватель. – Ученик знает, что одну табуретку он делает для школы, а вторую может взять себе.
Так и образовательному учреждению подспорье – новая мебель появляется да и отремонтировать школьникам что-то под силу, – и для мальчишек стимул – изготовить что-то и для себя. Кстати, изделия ребят уже по достоинству оценили за пределами школы. Этим летом они побывали на турслёте в лагере «Юность», прихватив с собой чудесные складные табуреты и столы, сделанные ими в мастерских. Вернулись оттуда с призовым местом за оборудование лагеря.
Конечно, по словам Сергея Геннадьевича, хотелось бы оснастить мастерские более современным оборудованием, разнообразить его. Но это требует больших финансовых затрат, поэтому приходится работать на имеющемся. В остальном педагог старается делать всё, от него зависящее, чтобы обеспечить качественный учебный процесс: нет в школе какого-то инструмента – приносит собственный, нужен материал – обращается за помощью на пилорамы или к строителям.
Сегодня Сергей Толстов полон планов на будущее – поиск новых идей, которые будут интересны его воспитанникам, реализация вместе с ними разнообразных творческих проектов.
– На своих уроках я помогаю ребятам становиться самостоятельными, – говорит педагог. – При этом я нахожусь в постоянном движении, а не сижу на месте. Плюс у меня появилась возможность больше заниматься любимым столярным делом. Это как раз то, что мне нужно.
Наталья ОВЧИННИКОВА
Фото автора и из архива героя
«Угличанин» №2 (506) от 18.01.2017 года