24.02.2016 13:49
«Земля – крестьянам», «Власть – Советам» – лозунги начала ХХ века в веке нынешнем трансформировались в один. По сути дела сегодня земля – это то, за счёт чего, в основном, формируются бюджеты на местах. В Улейминском сельском поселении, к примеру, из трёх налогов: налога на имущество физических лиц, подоходного налога от предприятий и налога на землю, последний приносит доход более всех остальных – 8 миллионов рублей в год. И потому основной темой для разговора с главой этого поселения – Т. А. МАЛКОВОЙ – стала земля. Кстати, на нашу встречу Татьяна Александровна пришла сразу после заседания земельной комиссии.
– У нас в Угличском районе сельские поселения всегда участвовали в работе с земельными вопросами, распределении земельных участков. То есть была создана земельная комиссия, которую возглавлял Глава района, и все пять глав сельских поселений входили в её состав. Поэтому мы всегда знали, что происходит на нашей территории с нашей землёй, с нашими земельными участками, хотя землёй на тот момент распоряжался муниципальный район. Но с 1 марта 2015 года были внесены существенные изменения в земельное законодательство, и полномочия по распоряжению земельными участками были переданы на места – в поселения. Чтобы не ломать привычную схему, мы решили, что создадим межмуниципальную автономную некоммерческую организацию (МАНО). Разработали все документы, которые как бы расписывают обязанности и ответственность. И земельный отдел района , как центр земельных отношений, продолжает работать теперь уже под шестью учредителями. И все вопросы распределения земельных участков: продажа, аренда и так далее – всё это по-прежнему решается «земельной комиссией», то есть под председательством Главы района, главами пяти сельских и городского поселений и специалистами по земельным отношениям.
– Вы – единственные в Ярославской области, кто пошёл по такому пути?
– Да-да, то есть такой практики, по-моему, ни у кого нет. Мы со многими главами других районов разговаривали. И многие поддерживали нас в этом решении, что это разумно. Ну, во-первых, это – огромная ответственность каждого главы поселения. Однозначно, что было бы увеличение штата, если бы каждый глава поселения взял специалистов по вопросам земли. Надо было бы обучать этих специалистов, потому что законодательство действительно очень серьёзное.
Поэтому мы, во-первых, ушли от лишних затрат, от увеличения штатов, ну, и оставили профессионализм в работе. Прежде чем мы всё это запустили, всё было проверено вышестоящими организациями, прокуратурой в том числе.
– Последнее слово за кем остаётся при принятии решения?
– После всестороннего обсуждения решение принимает глава того поселения, на чьей территории находится земельный участок.
– А кому- то отказали? Просто ради интереса хочу узнать. Например, любой случай.
– Сегодня вот, например, рассматривали заявление жителя, который претендовал на часть дороги в населённом пункте. Она ещё не обустроена, но уже сформирована как будущий подъезд к земельным участкам. Конечно, в таком случае принимается отказ. Если дорога уже проложена, то они (жители) это ещё воспринимают, а если она ещё в проекте, то люди не видят же, и не всегда знакомы с земельными планами. Поэтому вот бывает такое, что претендуют на земельный участок, который предусмотрен на общественные цели: проезды, проходы и т.д.
– Насколько востребована земля на вашей территории?
– На нашей территории фактически уже нет свободных участков. Небольшие какие-то ещё находятся – 5-6 соток . А вот больших… разве что только в районе Черкасово у нас остался большой клин земли. Но на него нет пока претендентов. А так, практически, свободной земли в поселении уже нет.
– Это хорошо или плохо?
– Это, конечно, хорошо. Как бы отсюда и складывается наша налоговая база. С 1 марта этого года к тому же средства от продажи земельных участков (раньше это было 50 / 50. 50% шло в район, 50% – в поселение) в бюджет поселения не поступают. 100% уходит в район. Но на наше счастье с главой района С.В. Маклаковым мы работаем всегда конструктивно и по-деловому. Было достигнуто соглашение, что район нам помогает, к примеру, погасить налоги. Рассматривает этот вопрос Дума района. То есть процесс получается гораздо более сложный. Надо доказывать весомость своих проблем.
– По сравнению с другими сельскими поселениями района у вас всё-таки хорошая собираемость налогов. Откуда проблемы?
– А налоги наши поступают осенью, в сентябре. Поэтому 8 месяцев мы должны жить на областную дотацию в 440 тысяч рублей в месяц. На этот год предусмотрено 488 тысяч. Для примера скажу, что только затраты по уличному освещению в зимние месяцы составляет 200 тысяч. А у нас ещё и вывоз мусора, расчистка дорог от снега, содержание дорог… То есть такие вопросы, которые необходимо решать ежедневно.
Нина БЛОХИНА
Фото автора
«Угличанин» №7 (460) от 24.02.2016 года